Ярл Николаевич ПейстиШаг веры (Илия-4)

В последней части третьей книге Царств мы знакомимся с волнующей историей пророка Илии, из которой мы можем извлечь целый ряд как назидательных, так и практических уроков. Апостол Иаков говорит, что Илия был человек, подобный нам, то есть с такими же наклонностями, с такой же греховной натурой, как и все мы. В этом он не отличался от нас.

Как бы нам не хотелось с этим соглашаться, но Слово Божье говорит: «все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного» Рим.3:12. Так что в этом отношении Илия не был исключением, он был подобен всему роду человеческому. Но у него было одно особое качество, которое отличало его от многих других. То была его вера.

Дорогие мои, вера сделает и для нас не меньше. Вера сделает то, что без нее сделать невозможно, ибо вера связывает, соединяет человека со Всемогущим Богом. Вот почему Библия говорит, что «без веры угодить Богу невозможно» Евр.11:6, а в другом месте мы читаем в Библии: «…все возможно верующему» Мк.9:23.

В 3-ей книге Царств мы читаем такие слова: «И было к нему (к Илии) слово Господне: пойди отсюда, и обратись на восток, и скройся у потока Хорафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, и воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он, и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил» 3Цар.17:2-6. Несколько раз в истории Илии мы встречаем такое выражение: «И было к нему слово Господне...», по крайней мере шесть раз. Со слов от Господа как раз и начинается вера. Так что инициатором веры является Сам Бог – от Него исходит слово. Илии не нужно было искать Его слово, это слово посылал Бог в определенное Им время.

Это слово, как сказано в книге Второзаконие, «заповедь сия… не недоступна для тебя и недалека; она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» Но весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтоб исполнять его» Втор.30:11,12,14. И апостол Павел, цитируя это место из Ветхого Завета, называет его словом веры. Итак, «вера от слышания, а слышание от слова Божия» Рим.10:17. Это слово веры доступно всем, а, следовательно, и сама вера доступна каждому.

Да, возлюбленные, Бог дает нам слово, Он дает нам веру, Он – инициатор нашей веры, но от нас требуется действие. Услышав слово от Бога, мы должны его исполнить. Само слово делает нас способными исполнить его, ибо оно живо и действенно. Однако, без действия с нашей стороны, слово это остается бесплодным, оно подобно семени, которое не положено в землю. Семя имеет весь потенциал жизни, заложенной в него, но семя остается бесплодным до тех пор, пока оно не попало в землю. Так и вера мертва без действия.

Так что вера только тогда принесет пользу, когда она будет активирована действием. Это основной закон веры. Как ясно этот закон раскрыт в жизни Илии. Не успел Илия исполнить то, что ему сказал Бог, как он слышит дальнейшее указание от Господа: «И было к нему слово Господне: пойди отсюда, и обратись на восток…» 3Цар.17:3.

Остаться на том месте, значило бы прекращение развития и роста веры. Ссылаться на тот или иной духовный опыт в прошлом, каким бы чудным и сильным он ни был, безрезультатно, если я не исполняю слово, данное мне сейчас. Подлинная, живая, угодная Богу вера не терпит инертности. Она всегда в действии, она стремится к цели, к вышнему званию Божью. Да, вера без простирающегося вперед действия мертва!

Развитие веры подчинено одному важнейшему закону, который нам необходимо усвоить. Его вы можете обнаружить и в природе. Обратите внимание на то, что все, созданное Богом, имеет определенную цикличность. Возьмем, например, смену времен года: весна, лето, осень, зима. Эти четыре сезона в природе составляют годовой цикл. Когда год завершен, то в той же последовательности повторяются времена года.

Так что после весны непременно будет лето, за летом последует осень и наступит зама. После зимы вновь приходит весна. И так беспрестанно происходит смена всех четырех времен года.

Этот же кругооборот, эту же цикличность вы обнаружите в космосе, в истории и в человеческом организме. Вам, конечно, известно, что каждые семь лет ткани нашего тела полностью обновляются, так что можно сказать, что каждые семь лет у нас новое тело.

-2

Итак, цикл – это совокупность явлений и процессов, которые составляют законченный кругооборот в течение определенного промежутка времени. И вот Бог применяет тот же закон в области веры для того, чтобы вера наша развивалась и крепла. Таким образом жизнь веры совершает тоже свой кругооборот, составляющий определенный цикл. В Божьих намерениях, чтобы в течение определенного промежутка времени наша вера достигала нового уровня. Когда один цикл закончен, начинается следующий, и цель каждого такого кругооборота заключается в том, чтобы вера наша достигала нового, высшего уровня. Так происходит духовный рост чада Божьего.

И здесь, дорогие друзья, нужно учесть один важный факт. В той мере, в какой мы покоряемся Богу и поступаем по услышанному нами Его слову, в такой же мере будет возрастать и наша вера, а, следовательно, и наше духовное возрастание. Беда многих христиан в том, что их духовная жизнь не движется, согласно этим божественным циклам, а вращается только в одном кругу, без всякого прогресса и роста. Такой человек как белка в колесе. Да, он в постоянном движении, но не в движении водительства Божьего, ему кажется, что он движется, но это он делает по своей собственной инициативе. А такое движение бесцельно. Бог поступает с нами не так. Он всегда ведет нас дальше, вперед. В Его плане для нас предусмотрено движение и развитие с той целью, чтобы росла и укреплялась наша вера.

Как ярко эта истина проиллюстрирована на примере Илии. Чрез определенные этапы веры Бог подготавливает его для Кармила. Там он будет стоять один в присутствии многотысячной толпы, которая враждебно настроена против Бога. Там его вера должна продемонстрировать пред всеми Божью силу в явлении огня. На горе Кармил никто не будет его поддерживать, только вера в Бога, и там он сыграет свою решающую земную роль.

И вот, чтобы достичь такого уровня веры, Илия должен пройти чрез несколько подготовительных этапов, через несколько циклов веры.

Насколько не похожа история Израильского народа на жизнь веры Илии. Апостол Павел так говорит о ветхозаветном народе Божьем: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» 1Кор.10:11. Не думайте, что воля Божья для Своего народа была в том, чтобы 40 лет они бродили по пустыне. Нет. Но пройдя наикратчайшим путем эту бесплодную пустыню, они должны были немедленно войти в обетованную землю, то есть в Ханаан.

Такова была о них Божья воля, чтобы приблизительно через два года после исхода из Египта, достигнув берегов Иордана, перейти его и овладеть обетованной землею. Так что за эти два года они завершили бы назначенный Богом цикл, первый кругооборот, первый класс школы веры. В течение этого периода Бог им преподал все основные законы веры.

-3

Но по окончании этого курса, как вы думаете, какую оценку они заслужили? Экзамен состоялся у берегов Иордана. Господь сказал им: Я даю вам эту землю. Израильтянам следовало только взять ее. Однако, осмотрев эту землю, мнение двенадцати посланных соглядатаев разделилось. Десять из них пришли с одним докладом о той земле, а двое – с совершенно противоположным.

Вот что сказали те десять: «Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие; и сынов Енаковых мы видели там. Не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас. И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря... Там видели мы и исполинов..., и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были и мы в глазах их». И дальше сказано: «Подняло все общество вопль, и плакал народ во всю ночь. И роптали на Моисея... о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! И для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? …Не лучше ли нам возвратиться в Египет? И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет» Чис.13:28,29,32-34,14:1-4.

Какую оценку дадим мы этим людям? Сдали ли они экзамен? Ясно, что нет. Весь народ по итогу возвратился в пустыню, где в течение долгих сорока лет бесцельно шел по кругу. За это время выросло новое поколение, все те, которые подняли ропот и отказались войти в обетованную землю, умерли в пустыне. И вновь подойдя к Иордану, они должны были начать новый цикл переживаний и испытаний, те же уроки веры, но на более высоком уровне.

-4

Осталось из прежних только двое: Иисус Навин и Халев – те два соглядатая, которые говорили: «Земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша. Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее – эту землю, в которой течет молоко и мед. …не бойтесь народа земли сей, ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало; а с нами Господь, не бойтесь их» Чис.14:7-9. Так говорили эти два мужа веры. И через 40 лет, когда все ропотники ушли в вечность, они с новым поколением вошли в обетованную землю.

Теперь давайте сравним переход Чермного моря с переходом реки Иордана. Здесь можно проследить два этапа веры, два начала разных циклов веры. В принципе, они однотипны, но между тем на новом этапе требовалась более развитая, более зрелая вера, чем требовалось то на первом этапе. И если не пройден первый этап, то второй будет не под силу. Вначале нужно усвоить первые, основные уроки. Изучение арифметики невозможно начать сразу с алгебры или тригонометрии, вначале нужно усвоить элементарное умножение и сложение.

Переход Чермного моря и реки Иордан являются прообразами наших переживаний. Это поворотные пункты в жизни веры. Переход Чермного моря символизирует освобождение души от рабства греха, то есть переход от смерти в жизнь. А переход реки Иордан говорит о том периоде, когда искупленное чадо Божье входит в полноту Духа Святого, в жизнь победы над грехом и миром. Как первый, так и второй опыт требовал веры. Но если мы сравним эти два перехода, то мы увидим, что переход Иордана требовал веры, находящейся на более высоком уровне. Это была другая стадия веры.

Вера при первом переходе, при исходе из Египта, была зримой. Она сопровождалась видимыми явлениями. Перед ними стоит Моисей с протянутым жезлом и говорит народу: «Не бойтесь, стойте и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне... Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» Исх.14:13,14. И здесь же был видимый облачный столб, который стал позади них, посередине между бегущими израильтянами и нагоняющими египтянами, так чтобы израильтяне не видели своего противника. Сказано, что Господь гнал море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. Все это было необходимо для их еще слабой, младенческой веры.

Теперь посмотрите, как через 40 лет новое поколение израильтян пересекает Иордан, входя в обетованную землю. Не видны и не слышны никакие вспомогательные действия. От народа Израильского требовалось единственное – вера в слово, данное им Богом. Нет ни протянутого жезла, ни восточного ветра, ни облачного столба, ни Египтян, которые заставляли бы их идти вперед, не было ничего видимого и слышимого, чтобы поощрить их веру.

Было только слово: «…встань, перейди через Иордан сей», и как только стопы ног, несущих ковчег завета, вступят в воду, вода иссякнет (И.Нав.1:2). И все. Они должны были только вступить в воду Иордана – и дальнейший путь для них открыт. Нужна была сильная вера, чтобы поступить так, не сомневаясь, что Господь исполнит Свое слово.

-5

Здесь следует отметить важное условие. Хотя обстоятельства и были совершенно разными, как мы уже говорили, но основное не изменилось. Если бы поколение, которое перешло Чермное море, усвоило бы первый урок веры как следует, и они успешно сдали бы экзамен за первый класс, то они были бы готовы перейти к новому курсу веры в земле Обетованной. При Чермном море, так и при переходе реки Иордан новым поколением, от их веры потребовался первый шаг – шаг веры. Действие!

Помните, вера без этого действия мертва! Правда, условия для перехода реки Иордан стали сложнее, потому что люди имели только слово, и не было больше видимых знаков Божьего присутствия. Но не изменилось главное условие – нужно сделать первый шаг веры. Каждый новый цикл в школе веры начинается с шага веры! Притом уроки нового цикла будут сложнее и глубже. Поэтому, если мы не усвоили уроков первого класса, мы не можем перейти ко второму.

Если ты, мой друг, успешно прошел первый цикл, то Бог ожидает от тебя следующего шага веры. Какой это важный момент в твоей жизни. Слово Божье говорит: «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне…» Евр.3:7,8.

Почему первое поколение израильтян не вошло в землю Ханаанскую? По той простой причине, что они отказались сделать требующийся от них этот первый шаг веры. Вместо того, чтобы поверить слову, сказанному им Богом, они поддались худой молве неверия и отказались идти дальше. К этому привело их неверие. Каковы были источники этого неверия? Находясь в пустыне, они постоянно роптали и были всем недовольны. Они всегда требовали чего-то нового. Они не были довольны тем, что Бог давал им. Они были похотливы. Их похотливость обокрала их, лишила их духовной силы, обессилила их веру, и они побоялись войти в то место, которое назначил для них Бог. В результате такого отношения они должны были возвратиться в пустыню, по которой они бесцельно блуждали 38 лет. Там, в пустыне, они и погибли. Так пишет об этом апостол Иуда: «…Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил…» Иуд.1:5.

-6

Мой дорогой друг, может быть, ты как раз стоишь на перекрестке двух дорог, ты на распутье. Одна дорога ведет тебя к победе веры, к жизни с избытком, к плодотворному труду для Господа, а другая – в пустыню, в духовное омертвение. К тебе было слово Господне, и теперь Он ожидает от тебя этого первого шага веры: действия с твоей стороны, чтобы ты поступил по слову Господню. Как поступишь ты? Илия поступил по слову, которое было послано ему. Разве он был обманут? Разве Бог подвел его? Нет. Никто еще из возложивших свою надежду на Бога и поступивший по слову Его не был посрамлен. Поэтому, как говорит Писание, «имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса…» Евр.12:1,2, а не на обстоятельства и не на людей.

Да поможет тебе Господь принять правильное решение. Если ты еще не спасен, то приди к Иисусу таким, как есть. Он дает тебе слово веры: «…и приходящего ко Мне не изгоню вон» Ин.6:37. Сделай этот первый шаг веры: обратись к Нему.

А тебе, уже познавшему Христа, уже перешедшему Чермное море, освобожденному от гнета «египетского», Господь говорит: не ожесточи сердца своего. Господь ждет от тебя следующего шага – полной отдачи Ему. Сделай этот новый шаг на пути твоей веры, и ты станешь еще ближе к Господу. Пусть Сам Дух Божий поможет тебе это сделать.