Ярл Николаевич ПейстиПреображение-2

14-ая глава Деяния Апостолов говорит о последнем этапе первого миссионерского путешествия апостола Павла. Эта глава полна поучительных уроков для всех, кому дорого Божье дело. Я имею ввиду не только проповедников и других служителей церкви Христовой, но всех верующих. Ведь все мы, без исключения, призваны быть свидетелями Иисуса Христа и потому для каждого Господь имеет свой определенный уголок в Своем винограднике.

Читая книгу Деяния, вы обнаружите, что все верующие апостольских времен были проповедниками. Ни в том смысле, что все они стояли за кафедрой или перед многочисленной публикой, но все они при всяких обстоятельствах свидетельствовали о Христе.

И в чем заключалось их благовествование? Заметьте, сказано, что они проповедовали «слово благодати» Деян.14:3. Это и была их единая тема – слово благодати. Они не шли в новые города с новой вестью, но с одним и тем же словом. Да, методы их служения приспосабливались к местным условиям, но истина, которую они возвещали, оставалась неизменной. Когда они, например, прибыли в Листру, на совершенно новую территорию, их вестью было то же слово благодати. Это не какое-нибудь обыкновенное слово, но слово, которое вмещает в себя всю Благую весть о Христе. В этом «Слове» главная личность – Иисус Христос, и основная тема – Его чудное воскресение. Когда я говорю о Христе и о Его воскресении, то фактически сказал все! Я сказал о божественности Иисуса, о Его заместительной смерти и о Его силе спасать, о достоверности каждого Его слова, о беспорочности и святости Его жизни, абсолютно все. Это, дорогие мои, и есть то «слово благодати», которое поручено нам проповедовать. Мне не нужно проповедовать ни о чем другом.

Мы не призваны убеждать людей в существовании Бога, также как мне не нужно доказывать, что существует, например, электрический ток. Вы его не видите, но читаете эти строки, которые он доносит до вашего компьютера или телефона. Так и с проповедью слова. Если я верно проповедую слово Божье, тогда Дух Святой этим словом обличает грешника о грехе, о праведности во Христе, и о суде, как сказал Христос (Ин.16:8). Поэтому, человека, не желающего Его принять, никакая логика или красноречие не убедят. Для неверующих оно глупость или как Библия говорит – юродство есть, а для верующих оно есть сила Божья ко спасению. Да, «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» Евр.4:12.

Заметьте, везде, где эти люди проповедовали это слово – результаты были всегда одинаковы: слово разделяло людей на два противоположных лагеря. Мы это видим не только в этой 14 главе Деяний Святых Апостолов, но в предыдущей: одни злословя сопротивлялись тому, что говорил апостол Павел, а другие, сказано, радовались и прославляли слово Господне, и веровали (Деян.13:48). Да, одна сторона воздвигла гонение на Павла и Варнаву, а другая исполнялась радости и Духа Святого.

То же самое было и в Антиохии Писидийской и в Иконии. Там мы читаем, что «между тем народ в городе разделился, и «одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов» Деян.14:4. Вы заметили, что ни тут, ни там нейтральных не было – или они были «за» или «против». Таково действие Слова Божьего, как Иисус сказал: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить…» Мф.10:34,35.

Таков результат верного проповедования слова Господня – оно отделяет, разделяет и разводит людей в противоположные лагеря. Сколько раз мы читаем в этой книге Деяния, как после проповеди Слова город поднимался в мятеж, противники Слова делали бунты и восстания. Да, Слово – разделяет.

Но тут также сказано, как эти люди проповедовали. Недостаточно просто проповедовать, но важно, как мы проповедуем, как мы свидетельствуем о Христе. Заметьте, что сказано в первом стихе: «В Иконии он вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов» Деян.14:1. Маленькое слово в трех буквах, но сколько в нем значения, сколько оно нам говорит. Я имею ввиду слово «так». Они «говорили так, что уверовало великое множество». Поэтому важно не только, что мы говорим, но как мы говорим. Если можно так говорить, что множество уверует, то значит можно и так говорить, что никто не уверует. Да, представьте себе, что можно так проповедовать, что никто не обратится, и видно есть такие проповедники, которые так научились проповедовать. Год за годом никто не обращается чрез их служение. В чем дело?

Может быть, они недостаточно приготовлены к проповеди? Или быть может они не логично представляют истину и люди не способны понимать? Конечно, это все очень важно и необходимо быть приготовленным, говорить внятно, понятно и логично. Но в этом ли вся суть? Не раз приходилось слышать хорошо приготовленную проповедь, но она не тронула сердца. Почему? Это маленькое слова «так» говорит почему.

Возлюбленные, проповедник должен иметь, кроме хорошей темы и проповеди, нечто еще в добавок. Апостол Павел сам в своем послании к коринфянам пояснил это слово «так». Говоря о своем посещении у них, то есть у коринфян, он пишет: «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости…» Что он хочет тут сказать? Что не его красноречивость и не его логика обратили их. «…Был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы…» 1Кор.2:1,3,4.

Здесь мы видим весь секрет этого слова «так» в служении Павла: «…и говорили так, что уверовало великое множество…» Такое проповедование преодолевает и побеждает, оно всегда авторитетно, положительно и определенно, без всяких извинений или оправданий. Эти чувства немощи, страха и трепета преодолеваются силой Духа Святого, когда человек в союзе и в тесном общении с Ним. Верный проповедник и свидетель Христовый чувствует часто, что то, что он говорит, как будто не имеет никакого воздействия или влияния. Это чувство от того, что он не убеждает своих слушателей ни своей логикой, ни своим красноречием, ни своими аргументами, и все же слово это делается огнем и мечом в сердце слушателя чрез действие Духа Святого.

Вот почему апостол Павел в другом месте говорит: «…наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением…» 1Фес.1:5, то есть с большим убеждением и уверенностью. Так проповедовал Павел, и потому мы читаем, что уверовало великое множество иудеев и эллинов; но в тоже время такая проповедь всегда возбуждает противление. Во втором стихе мы читаем: «А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников» Деян.14:2.

Но в этой главе мы обнаружим другой важный урок. Заметьте, как многообразно и непредсказуемо проявляется сила Божья в служении верных Его тружеников. В Иконии Господь «творил руками их знамения и чудеса» Деян.14:3. Нигде не указано, в чем заключались эти знамения и чудеса, но это было невероятное проявление силы Божьей в области физического и видимого. Но заметьте, в Антиохии Писидийской таких знамений и чудес не было. Там было проповедано Слова без таких знамений, а в Иконии было и проповедование Слова, и знамения, и чудеса.

Можно ли из этого заключить, что апостолы были более исполнены Святым Духом в одном месте и меньше в другом? Такая мысль недопустима. Это не зависело от апостолов, а от Духа Божьего. Вот тут некоторые допускают большую ошибку. Нельзя делать догму из отдельных проявлений Духа Святого. Раз в Иконии были знамения и чудеса, тогда знамения и чудеса должны быть везде. Никак! Мы не можем создавать доктрины из отдельных действий Духа Святого. Настаивать, что Дух Святой должен обязательно так проявляться, потому что Ему угодно было проявиться так в прошлом, значит горько ошибаться. Если Ему угодно, то Он может, но никто не имеет права Ему диктовать. Дух разделяет каждому особо, говорит Слово Божье, «как Ему угодно» 1Кор.12:11.

Мы должны быть в таком тесном общении с Духом Святым, и Он должен так нами владеть, чтобы мы были всегда готовыми сосудами, в которые Он мог бы вручить дары по Своему усмотрению. Он делает то, что Ему угодно, разделяя дары по Своему изволению. Мы не можем принудить Духа Божьего определенному действию, но мы можем подчиниться Ему, и быть в Его распоряжении, чтобы Он мог нас употребить Своим путем, дать Свои поручения. Секрет не в том, чтобы мы диктовали Ему, но Он руководил нами, тогда наше служение будет во славу Божию.

Но в этой 14-той главе я вижу еще один весьма важный урок. Господь не только проявляет Свою силу так как Ему и когда Ему угодно, но также и избавляет детей Своих как Ему угодно. Псалмопевец говорит: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» Пс.33:20. Апостол Петр пишет: «…знает Господь, как избавлять благочестивых…» 2Пет.2:9.

Смотрите, какими разными были испытания у апостолов, и как по-разному Бог их избавлял. Из Антиохии, когда началось ожесточенное гонение, апостол Павел и Варнава неповрежденными оставляют город. В Иконии Павла предупредили о заговоре побить их камнями, и сказано, что они удалились, но до этого, несмотря на сильное сопротивление врагов Евангелия в этом городе, они пробыли здесь довольно времени, смело благовествуя о Господе.

Но заметьте, что в Листре ему не удалось избежать столкновения. Там человек, не владеющий ногами, будучи хром от чрева матери, никогда не ходивший, по молитве апостола Павла вдруг вскакивает и начинает ходить. Когда народ увидел это, то «возвысил свой голос, говоря по-Лиаконски: боги в образе человеческом сошли к нам» Деян.14:11. Тут же они хотели принести Павлу и Варнаве жертвоприношение, и служителям Божьим потребовались усилия убедить народ оставить задуманное и идти по домам. И вскоре после этого, тот же народ, который готов был считать Павла и Варнаву богами, побивают Павла камнями. В один момент они кричат: «боги, боги», и в другой – «бей, бей»!

Побив Павла камнями, они вытащили его тело за город, почитая умершим. Почему Господь не избавил его от таких переживаний? Имеем ли мы право сказать, что Бог избавил апостола в Антиохии и Иконии, а в Листре нет? Сказать так, значит оскорбить Бога. Пусть сам апостол Павел засвидетельствует об этом. Как считал он? В своем послании к Тимофею, Павел пишет из тюрьмы, и он упоминает о своих переживаниях и об этих трех городах, и что же он говорит? Послушайте: «В гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь» 2Тим.3:11. В Антиохии и в Иконии Господь избавил, спасая Павла от камней, а в Листре тот же Бог избавил его, но через или посредством камней.

Как часто мы оскорбляем Бога, говоря, что Он избавлял нас в прошлом, но не в настоящее время. Нас постигла скорбь, мы разбиты тяжелыми переживаниями, но благодарение Богу, Господь знает, как избавлять Своих детей от всех их злоключений. Да, иногда Он совершает избавление путем камней и чрез горнила испытания, но это для того, чтобы нас обогатить, и чтобы имя Его было прославлено.

Избавление через или путем, или посредством камней оказывается большим чудом, чем от камней. Смотрите, что произошло в Листре: враги Павла побивают камнями, бросают его мертвое тело за город на съедение хищников, думая, что покончили с этим бунтовщиком. Но как горько они ошибались. Они не учли Божью силу, того, что Бог еще не кончил Свое дело через Павла, и Он дает ему силы жить. Апостол открывает глаза, встает на ноги, стрясает пыль со своей одежды и идет обратно в город. В какой город? В Листру, там, где его били, и только на другой день удалился с Варнавою на новое поле деятельности!

Вы представляете, какой потрясающий эффект произвело его возвращение в город уцелевшем и живым? Да, вам придется отложить мои похороны на другой раз, я как бы слышу, говорит Павел, Господь велит мне дальше идти с Благой Вестью. И он идет в Дервию. Разве это не было избавление? Конечно, и еще какое! Да, близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасает. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь! Благодарение Ему вовек!

Но, в заключение я хочу напомнить, что тот же самый Всемогущий Бог, полный любви к погибающему человечеству, совершил величайшее избавление чрез Сына Своего Иисуса Христа. Это избавление не временное, но от вечного мучения в аду. Благодарение Господу, оно уже совершено две тысячи лет тому назад на Голгофском кресте, через смерть Сына Божьего. Теперь всякий, кто верует, тот получает прощение грехов и спасение своей души.

Тебе, Господь говорит: веруй и живи! Веруй в Господа Иисуса Христа, взгляни на раны Его, на терновый венок и познай, как в любви Он высок. Сделай это, и ты будешь прощен и спасен. Точно также, как ужаленные ядовитыми змеями израильтяне должны были только поднять свой взор на медного змея и моментально исцелялись, так, друг мой, и ты должен верой взглянуть на распятого ради тебя Спасителя! «И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому… дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» Ин.3:15,16.

Когда две тысячи лет тому назад Христос на кресте сказал: «Совершилось», то в тот момент твое спасение Он совершил полностью. Добавить к нему ты ничего не можешь, ты должен только верой принять этот дивный дар. Да благословит тебя Господь пойти этим путем спасения!