Одна из самых поучительных и захватывающих биографий, описанных в Библии — жизнеописание Симона Петра. Не только его жизнь полна интересных событий, но и сам характер Петра во многих отношениях настолько похож на наш, что верующие как прошлых веков, так и нашего времени знакомясь с его историей получают духовное поучение и утешение.
Как часто я сам благодарил Господа за Петра. Я не могу себе представить другого человека, в котором бы сочеталось так много ошибок и противоречий, и так сильно проявлялась бы Христова сила и благодать. О Петре мы можем сказать, что он не принадлежал к мудрым мира сего, или к сильным, или к благородным, но Бог избрал, в данном случае, немудрое мира, чтобы посрамить мудрых и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего незначащее избрал Бог для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. Этим объясняется то, что нас так сильно привлекает в Петре. Нашу веру подкрепляет то, что тот же любвеобильный Господь, Который из Симона сделал Петра, может и нас сделать сосудами Своей славы.
Прекрасной иллюстрацией жизненных перипетий Петра может послужить следующий случай. Однажды, при постройке большого храма должны были вставлять огромные рамы из цветного стекла. Одно за другим все стекла, за исключением самого большого окна, были вставлены благополучно. Но, когда очередь дошла до него, то вдруг совершенно неожиданно оно выпало из рук державших, и разлетелось вдребезги. Все оцепенели от ужаса. Только один не растерялся, это был — архитектор. Он один видел в этих осколках разбитого стекла будущую красоту целого витража, и стал терпеливо собирать и складывать кусочек к кусочку. В конечном итоге, получилось новое, необыкновенное по своей красе окно, которым восхищались все посетители храма.
Как поступил этот архитектор, так Господь поступил и с Петром, так же поступает и с нами — собирая осколки нашей жизни, разбитой грехом, и делая из них прекрасное целое — сосуд, угодный Ему.
Сейчас я хочу коснуться трех самых важных этапов жизни Петра. Первое - его возрождение, второе - его трехлетнее следование за Христом и наконец, его падения и восстановления.
В первой главе Евангелия от Иоанна, в стихах 19 по 24 мы читаем описание обстоятельств, при которых произошло обращение Симона-рыбака из Вифезды. Это был самый важный момент в его жизни — момент, когда он впервые соприкоснулся со Спасителем. Главную роль в обращении Петра сыграл Андрей, его родной брат, который привел его ко Христу. Однако мы не должны забывать, что ни один только Андрей участвовал в его обращении. Так же, как и в возрождении каждой человеческой души, ни одно только событие имеет значение, но и много других предшествующих, как звенья одной цепи, побуждают человека пойти за Спасителем.
Одним из таких событий было появление посланника Бога — Иоанна Крестителя. Он смело обличал грехи народа и их вождей, вся его проповедь заключалась в кратких словах: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" Матф.3:2. Результатом его проповеди стало большое пробуждение в Иудеи и несомненно Петр был одним из тех, кто со вниманием слушали огненного проповедника и наверное в нем впервые пробудилось сознание греха.
Хотя сильные проповеди Иоанна и убеждали его слушателей "бежать от будущего гнева", он все же не мог предоставить им прощения грехов, для этого он должен был указать им на другого, Который один может исцелить греховную и больную душу человека, Иисуса Христа, Агнца Божия.
Однажды, когда Иоанн стоял с двумя своими учениками, один из которых был Андрей, брат Симона, видя Иисуса, сказал им: "Вот Агнец Божий". Услышав это, оба ученика Иоанна последовали за Христом и провели с ним весь тот день. После такого чудного общения Андрей сразу же пошел возвещать о найденномим Мессии, начиная со своего собственного дома. Первым он находит своего брата Симона и засвидетельствовал: "Мы нашли Мессию..." Иоан.1:36,41. Это простое, но вырвавшееся из глубины сердца изречение, убедило Петра настолько, что он тотчас же направился ко Христу. О, какой это важный момент в жизни человека, когда он приходит в соприкосновение со Христом!
Теперь заметьте, что Христос при первой же встрече сказал Петру: "Ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: "камень" (Петр)" Иоан.1:42. Он переменил не только его имя, но и сердце.
Само рождение свыше происходит мгновенно. Таких примеров обращения мы находим много в Писании. Возьмем, например, обращение Закхея. В его обращении мы не видим продолжительного процесса. Да, безусловно были предшествующие события, которые привели его к исканию Христа, но само обращение было мгновенным, при первой встречи со Христом. Это мы видим из слов Христа, когда Он обратился к нему со словами: "Ныне пришло спасение дому сему..." Лук.19:9.
Разбойник на кресте не имел времени исправить свою жизнь, он должен был получить спасение в тот же час, пока находился на кресте, так как смерть уже смотрела в его глаза. Сколько веры было в его последних словах: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!". Христос ответил ему: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" Лук.23:42,43.
Пережил ли ты, мой дорогой друг, что-либо подобное? Чудное возрождение — переход от смерти в жизнь, прощены ли твои грехи? Если нет, то приди к Иисусу теперь же и Он тотчас спасет тебя.
Теперь мы подходим ко второму важному этапу жизни Петра, его следованию за Христом. Между его обращением и моментом, когда он последовал за Христом, считается прошло около девяти месяцев.
Случилось это рано утром осеннего дня, когда рыбаки пошли ловить рыбу. Всю ночь они ловили и ничего не поймали. Утром, вымывая сети, увидели они толпу народа и впереди идущего Иисуса. Христос направился прямо к трудящимся рыбакам и войдя в лодку Петра, попросил, чтобы тот немного отплыл от берега, чтобы Ему было удобно говорить к народу.
По окончании своей проповеди Иисус обратился к Петру и сказал: "Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова". Тогда Петр ответил Ему: "Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть". Мы знаем, что в то время они поймали рыбы, как никогда раньше. Этот случай настолько повлиял на Петра, что он решил последовать за Христом. И Иисус говорит ему: "Не бойся; отныне будешь ловить человеков" Лук.5:4,5,10. Теперь Петр делается учеником Иисуса Христа и поступает в Его школу, где ему придется многому научиться.
В продолжение следования за Христом Петр неоднократно проявляет как сильные качества, так и свою слабость. Из положительных его сторон отмечу его послушание Христу, веру и необыкновенное духовное проницание. Разве не видно его послушания из только что упомянутого случая с ловлей рыбы, когда по слову Учителя он закинул вторично сеть, вопреки пониманию опытного рыбака?
Петр был также человеком необыкновенной веры. Когда он видел Иисуса, идущего по морю, он был единственным, кто обратился ко Христу: "Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде" Матф.14:28. И по слову Спасителя, он с верою пошел по воде.
Помимо того, он имел особое духовное проницание. Вы, наверное, вспомните случай, когда Христос спросил своих учеников: "За кого люди почитают Меня...?". Опять-таки Петр первым отвечает Ему: "Ты - Христос, Сын Бога Живого". И сразу же Господь поощряет его словами: "Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах" Матф.16:13,16,17.
Если бы нам рассказали только эти данные о Петре, то нам бы показалось, что Петр достиг высокого духовного уровня, но, читая в Писании о других событиях его жизни,мы видим, как много недостатков было в этом ревностном ученике Христа.
Взглянем на другую, неприглядную сторону Петра, как на человека надеющегося на себя и ищущего своей славы. Достаточно привести два или три примераиз многих, где проявляется Петрово "Я".
Когда Иисус сказал Петру, что ни кровь, ни плоть открыли ему понимание того, что Он Христос, но Отец Мой, сущий на небесах, Христос тут же стал говорить о Своих будущих страданиях, и что Он должен много претерпеть от рук грешников. Петр же начинает возражать Христу, говоря: "Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!". Петру не по душе были слова Христа, так как он и другие ученики ожидали, что Христос освободитих от гнета оккупантов, установит Свое царство и они будут править вместе с Ним. А здесь вдруг, Христос говорит им о Своей смерти.
Воспротивившись слову Христа, Петр сделался орудием в руках диавола. И Христос должен был упрекнуть этими суровыми словами: "Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое", - и добавил, обращаясь уже ко всем ученикам: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" Матф.16:22-24. С этим крестом Петр еще не был знаком.
Возьмем другой пример: ученики и среди них Петр, возвращаясь, рассуждали о том, кто изних самый великий и кто будет иметь первое место в Царствии Божьем. Опять выдвигается их властное "Я", самонадеянность и искание человеческой славы.
Или, когда накануне Своей смерти Христос предупредил учеников, что все они оставят Его и отдельно Петру говорит: "Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять, вас как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих". Однако, Петр хвастливо заявляет: "Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти" Лук.22:31-34. Петр не знал самого себя, что способен отречься от Христа. Не думал, что одно из двух должно произойти: либо отречься от себя или от Христа. Так и каждому из нас в жизни приходится избирать только одно: или сораспяться со Христом или в критический момент сказать как Петр, не знаю Его.
Когда происходило предательство Иуды, Петр опять, надеясь на свои собственные силы и свое обещание Христу, что готов пойти с Ним на смерть, ударил мечом раба первосвященника. То была его последняя попытка действовать самостоятельно, не полагаясь на волю Божью. После этого Петр лишь издали следует за Христом. И под конец, этот муж веры, послушания и духовного ведения, под угрозой придверницы открыто отрекается от Христа.
Это событие приводит нас к третьему этапу жизни Петра. Пронзительный взгляд Христа, полный любви и сочувствия сокрушил Петра. Он, выйдя со двора первосвященника, где содержался Христос, горько заплакал. Нам трудно представить себе тот стыд и раскаяние, которые Петр пережил в тот момент, то внутренние страдание, которое он чувствовал после своего падения, но это и стало поворотным пунктом в его духовном становлении. Хотя это было тяжелым уроком для Петра, но он убедился, что должен раз и навсегда отречься от самого себя. Когда мы это делаем, тогда вместо нашей силы Господь даёт в обмен Свою силу, как Он некогда дал её Петру.
Мой дорогой верующий брат и сестра, ты все еще продолжаешь надеяться на свои собственные силы, способности, мудрость, знание и святость? Это приведет тебя только к разочарованию. Оставь своё и в обмен Бог даст тебе Свою силу, Свою способность, мудрость, знание и святость. Тогда ты скажешь с апостолом Павлом: "Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос" Гал.2:19,20.
И ты, мой друг, который еще не пережил рождение свыше, ты тоже должен придти на этих условиях, не надеясь ни на мнимые добрые дела, ни на свою религию, ни на другие представления, а как обанкротившийся грешник, возложи свое упование только на Христа и Его искупительную жертву. В обмен на твой поступок Он даст тебе новую жизнь, Свою праведность, и ты станешь Его чадом. Открой Спасителю свое сердце и дай Ему войти в него.