Ярл Николаевич ПейстиСлово от Бога

Появление Илии на сцене Израильской истории произошло так же внезапно, как появляются блеск молнии или раскаты грома. Об этом удивительном человеке мы впервые читаем в 3-ей книге Царств, в начале 17-ой главы. До этого ничего не говорилось об Илии на страницах Библии. Здесь Илия предстает пред Израильским царем Ахавом: «И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» 3Цар.17:1. Так впервые предстает Илия, и такие первые слова сказал он царю Израильскому.

Но так ли внезапно начинается эта история, как нам может показаться? Вспомнив другие места Библии с этим текстом, мы обнаружим нечто замечательное. Так, фактически, мы должны поступать со Словом Божьим; слагая одно место Писания с другим, мы получаем более точную картину событий. И данный случай не является исключением. Сравнивая наш текст с другими, мы обнаружим, что явление Илии пред Ахавом не было уж таким неожиданным событием. Об этом говорит одна маленькая деталь, имеющая, однако, важное значение.

Мы знаем, что засуха, которую предсказал Илия, продолжалась три с половиной года. Об этом событии свидетельствует Сам Иисус Христос: «…во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле» Лк.4:25. По свидетельству Христа голод продолжался три года и шесть месяцев. Об этом мы читаем также в послании Иакова: «Илия… молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев» Иак.5:17. Илия же сказал царю Ахаву: «…в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову». Вы заметили, он не сказал точно, как долго будет длиться засуха, он сказал: «В сии годы...». Но если мы обратимся к следующей главе, то мы узнаем следующее: «По прошествии многих дней было слово Господне к Илии в третий год: пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю» 3Цар.18:1.

Нетрудно заметить, что не совпадают сроки: не хватает шести месяцев. Христос сказал: «...три года и шесть месяцев» Лк.4:25, а в 3-ей книге Царств, в Ветхом Завете, мы читаем, что в третий год Илия вновь пошел к Ахаву. Куда девались шесть месяцев? Мы знаем, что подобная неточность в Библии невозможна! Как же тогда объяснить отсутствие шести месяцев, согласно записанному в 18-ой главе 3-ей книги Царств? Затруднения, фактически, здесь нет. По всей вероятности, когда Илия предстал пред Ахавом, то вся страна уже находилась в состоянии засухи. Уже шесть месяцев не было ни дождя, ни росы. Так что Илия предстал пред царем после полугодового бедствия.

Ахав не мог не знать, что есть такой пророк – Илия. Возможно, несмотря на свое падшее состояние, Ахав хотел увидеть Илию и поговорить с ним о затруднительном положении, в котором страны находится уже шесть месяцев. Поэтому не исключено, что, Ахав искал Илию; и когда Илия неожиданно явился, он был принят царем. Что другое могло побудить Ахава встретиться с Илией, как не бедственное положение страны: в течение шести месяцев ни капли дождя, ни росы? Царь мог предполагать, что пророк помолится, – и страна будет спасена от гибельной засухи.

-2

И вот пророк стоял пред царем. Но те слова, которые сказал Илья, не были утешительными. Не было длинных разговоров и объяснений. Просто, кратко и ясно пророк произнес Божье постановление: «Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову». Вот Божье определение за злодеяния царя и народа. Если царю шестимесячная засуха казалась гибельной, то что будет, если в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по слову пророка? Вместо ожидаемого облегчения, царь услышал приговор. Этого пророка нельзя подкупить, не уговорить, с ним невозможны сделки; он сказал слово и, не попрощавшись, удалился.

Да, Илия появился среди своего народа как молния. Это был голос, вопиющий в пустыне, голос, возвещающий Божье Слово. В чем же секрет невероятной духовной силы этого человека? Как объяснить её? Не может быть, чтобы, видя такое бедствие, ему пришла в голову подобная идея, и он вдруг решил пойти к царю и сказать жесткие слова. С другой стороны, любой мог бы произнести такие слова, но сказанные слова без небесного подтверждения остались бы пустым звуком, медью звенящей, и кимвалом звучащим (1Кор.13:1). Но мы знаем, что все, сказанное пророком, исполнилось в точности. Так в чем же секрет силы этого слова?

Первое, что мы видим, – что Илия был человеком молитвы. Он молился. Во-вторых, он имел хороший слух. Ухо его было настроено на небесную волну, оно слышало голос Божий. И в-третьих, он не был пассивным слушателем. Он знал, когда нужно действовать, и он действовал.

Дорогие друзья, что может делать чадо Божье, когда «враг придет как река», как сказано у пророка Исаии (Ис.59:19)? Ведь никакие человеческие силы не могут остановить реки, вышедшей из своих берегов. Она бесконтрольно заливает все и разрушает все на своем пути. Пророк Исаия уподобляет вражеский натиск реке, которую ничто не может остановить. Таким было состояние страны во время царствования Ахава. Погас светильник Божий в Израиле. В стране царило полное безбожие и идолопоклонство. Поклонение истинному Богу заменили служением Ваалу. Вся страна находилась в полном духовном омертвении. Враг наводнил страну своим безбожным влиянием. Не слышно было ни одного слова в защиту правды. На жертвенниках Бога Израилева воскурялся фимиам идолам Ваала. На престоле восседала царица ада – Иезавель.

-3

И в такое смутное и пагубное время для народа Божьего у Бога был человек, который ревновал о Господе Боге Саваофе. Человек, который так ревнует о Боге, не может оставаться равнодушным к установившемуся ненормальному порядку вещей. О, дал бы Бог, чтобы было больше тех, кто мог бы негодовать святой ревностью о духовном состоянии Божьего народа и в наши дни. Кто из нас так ревнует о Господе и о деле Его?

Но ты скажешь: положение наше безнадежное. Натиск вражеской реки с каждым днем усиливается. Я ничего не могу сделать. Но Илия находился не в лучших условиях. Притом, он был один. Где были те семь тысяч, которые не преклонили свои колени пред Ваалом? Их не было видно и слышно. То был безмолвный народ Божий. Что же оставалось делать пророку Илии? Что может сделать он один против всего безбожного окружения Иезавели?

Не думайте, что сатана не нашептывал ему: ты ничего не можешь сделать, ты один... твое положение безнадежное. Но враг лжет! Илия может многое: он может молиться! Этому никто не может помешать, это было доступно для него, и это доступно каждому из нас. Нет такой ситуации, какой бы она ни казалась безвыходной и безнадежной, когда мы не могли бы молиться. Если все остальное невозможно, то возможность пребывать в молитвенном общении с Господом всегда с нами. Не к этому ли хочет Бог привести нас? Привести к такому состоянию, в котором мы только и можем, что взывать к Богу.

Что мог делать Иеремия, когда был брошен в яму? Его сторожила царская охрана. С человеческой точки зрения он ничего не мог предпринять. Если бы он даже как-то выкарабкался, то убежать ему никак не удалось бы. И вот он слышит голос, и слышит его только он, с ним говорил Сам Бог: «Воззови ко Мне – и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» Иер.33:3. Да, Иеремия мог молиться и взывать к Богу, хотя и находился в безвыходном положении. О, какая сила в молитве праведного!

Илия именно это и делал – он молился. Иаков пишет: «Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев» Иак.5:17. Илия молился и просил Господа, чтобы ради избавления народа от власти диавола, Бог исполнил то, что сказал в Своем слове.

«Бог поругаем не бывает. Что человек посеет, то и пожнет» Гал.6:7. Господь многократно предупреждал Свой народ чрез Моисея: «Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились, и не стали служить иным Богам, и не поклонились им» Втор.11:16. А это как раз то, что они сделали. Они пошли блудодействовать с чужими богами, они курили фимиам Ваалу и поклонялись ему. Но Господь предупреждал дальше: «И тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих; и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам» Втор.11:17.

-4

Когда Илия начал молиться и взывать к Господу о плачевном положении его страны, то Господь дал ему это слово. Это не значит, что он наобум открыл Библию, прочел первое, что попалось, и решил, что именно это слово было от Бога. Кто так делает, тот сам себя обманывает. К сожалению, есть верующие, которые употребляют Библию для гадания. Илия же «молитвою помолился», с усердием и верой, и Бог дал ему Слово, и это Слово стало основой его веры.

Эффективность нашей молитвы зависит от того, как мы слушаем голос Господа. Чуток ли наш слух? Способны ли мы различать голос Божий от других голосов? Узнаем ли мы Его «аминь» в ответ на наши просьбы? Слышал ли ты когда-нибудь Божье «аминь», когда ты молился, может быть, долго молился? В течение этого времени много отпадало в твоей молитве, и вдруг внутренний голос тебе говорит: «Аминь! Да будет так!» Это Дух Божий свидетельствует твоему духу, что Бог не только услышал твою молитву, но, что наконец то тобой услышано Божье «аминь». Молитва твоя прошла небесную цензуру, и Господь тебе говорит: вставай, молитвы твои пришли на память пред Богом! О, возлюбленные, как важно иметь это слово от Господа!

Почему так часто безрезультатны наши молитвы? Не от того ли, что мы не дождались этого слова веры? Сотник это понял. Его слуга был болен, и старейшины Иудейские пришли к Иисусу ходатайствовать, чтобы Он исцелил слугу сотника. И просили они его убедительно, говоря: «Он достоин… ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» Лк.7:4,5. Сотник же, будучи язычником, лучше понял пути Божьи, чем эти религиозные иудеи. Он понял, что вопрос здесь не о достоинстве. Чего он достоин? Ничего. Ему не нужны веские и авторитетные доводы, чтобы Господь услышал его просьбу; он понимал, что нет ничего авторитетнее, чем слово от самого Господа. Поэтому он говорит Иисусу: «Господи! я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» Мф.8:8. Только слово! Это нужно тебе, мой друг, больше ничего. Но в то же время без этого слова вера невозможна, ибо «вера от слышания, а слышание от слова Божьего» Рим.10:17. Как только он получил это слово, слуга его был исцелен.

Илия тоже получил это слово от Господа! Молитва его услышана! Небо замкнулось. Проходит неделя, месяц, два – нет ни капли дождя, и что еще невероятней – не было даже росы. Так проходит шесть долгих месяцев. Земля иссохла. Зелень пожелтела, а солнце продолжало жечь. Пересохли все ручьи и реки. А дождя все нет. Проходит три знойных года! И вдруг – голос! Тот же голос, который дал ему первое слово, теперь говорит: явись пред царем и объяви ему слово Господне (3Цар.18:1).

Возлюбленные, секрет действенной веры – в сказанном слове. Христос сказал: «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» Мф.10:27. Приходит момент, когда мы должны это слово сказать, выразить его ясно и конкретно. «Имейте веру Божию», – говорит Христос (Мк.11:23). Вы заметили – веру Божью? Это вера, которая рождается от слышания Божьего Слова. «Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усумнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет» Мк.11:23. Вы слышали, дважды Христос велит сказать слово веры, полученное от Бога, чтобы оно теперь стало твоим словом. Когда Бог дает тебе слово, то ты несешь ответственность за то, чтобы передать Его слово. И только тогда, когда ты его скажешь, будут результаты. Твои «горы» послушаются тебя, и они ввергнутся в море по слову твоему.

-5

То же самое мог Илия сказать Ахаву: «В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову». Да, разве только по его слову. Слово Господне стало его словом, и оно стало иметь силу Божью. Когда мы имеем Его слово, тогда мертвые, услышав его, воскреснут. Слава и благодарение Ему!

Дорогие мои, почему вокруг такое омертвение? Почему грешники не спасаются? Почему нет пробуждения? Мы проповедуем, мы заняты, делаем, строим, сеем много, как говорит пророк Аггей, а собираем мало (Агг.1:2,6). Причина одна: мы не имеем слова от Господа. Мы слишком заняты, чтобы дать Господу возможность сказать нам то, что у Него на сердце. Будем помнить, что «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» Пс.126:1.

Разве вы не знаете, что сатана объявил войну церкви Христовой? А мы что делаем? Играем в религию? Как можем мы вести войну против такого врага, если у нас не будет контакта с главнокомандующим?

«Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по слову моему». Слово пророка было «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» Евр.4:12. Почему? Потому что оно было словом Господним. И не было ни росы, ни дождя три с половиной года! Настолько было действенно слово, сказанное человеком, о котором Писание говорит, что он был человеком, подобным нам. Его особенность была в том, что он со Всемогущим Богом имел живой контакт. Если мы ничего не можем делать, если наше положение кажется безвыходным, если все выглядит так, как будто мы находимся в тупике, то в такие моменты будем помнить, что в нашем распоряжении имеется самое сильное оружие – молитва.

Начнем молиться и будем продолжать до тех пор, пока мы не услышим Божье «аминь». Он обязательно скажет Свое слово. Тогда то, что Он скажет в тишине, затрубим на наших кровлях. И мертвые воскреснут, и имя Господа будет прославлено.

«Если враг придет как река, дуновение Господа (то есть Дух Господень) прогонит его» Ис.59:19. Но не забудем, что Дух Божий ищет сосуд, который Он может наполнить. Почему бы тебе не стать этим золотым сосудом? Он ждет, чтобы исполнить тебя Своим Святым Духом, чтобы ты силой Его прогнал врага и одержал победу для Божьего Царства.

А если ты, мой друг, еще не познал Христа как своего Спасителя, и ты еще мертв во грехах и преступлениях своих, послушай, Он хочет сказать тебе Свое животворящее слово: «Иди и впредь не греши» Ин.8:11. Прими это слово и верь, что Он жаждет простить тебя и спасти.час, пока не поздно, пока наш светильник еще не сдвинут с места!