Бывают разные причины, по которым родители выбирают для своих детей имена. Иногда привлекает благозвучность имени, иногда значение. Но, как бы то ни было, мы выбираем имена для своих детей по своим личным соображениям. Однако не так было в древние времена. Евреи, например, придавали большое значение выбору имени для своего ребенка. Каждое еврейское имя имеет какой-то особый смысл. Часто, избранное имя имело пророческое значение, несмотря на то, что родители не раз ошибались и их надежды так и остались неоправданными.
Значение имен, данных первым детям Адама и Евы, совершенно не соответствовали действительности. Своего первенца Ева назвала Каином, что значит «приобретенный». Очевидно, она надеялась, что он будет тем сыном обетования, который должен будет поразить змея в голову. Но позже Ева была разочарована и из-за этого назвала своего второго сына Авель, что значит «суета». Потом стало ясно, что мать имела гораздо больше оснований быть довольной Авелем, а Каин, как мы знаем, стал братоубийцей.
Мы также находим в Библии случаи, когда имена имели очень печальное и даже трагическое значение. Вы помните пророка Осию, который так сильно сокрушался, из-за того, что его народ ушел от истинного Бога и боль его сердца и его чувства отразились в именах его детей. Первого своего ребенка пророк Осия назвал Изреель, что значит «угроза суда»; второго — Лорухама, что значит «непомилованная»; а третьему ребенку он нарек имя Лоамми — «не Мой народ».
Раскрыв Новый Завет, на первых же его страницах мы читаем, что, когда Мария родила Сына, Иосиф нарек ему имя Иисус. Но этот Младенец был наречен Иисусом не по инициативе Иосифа или Марии, матери Его, а по небесному указанию. В отличии от всех остальных детей, рожденных на земле, для этого ребенка имя избрал Сам Бог.
Ангел сказал Иосифу: «…и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21). В данном случае, Младенцу, родившемуся в Вифлееме, дали имя, предписанное декретом Всевышнего, но тем не менее оно не было сверх необычным в те времена. Имя Иисус было широко распространенным именем среди евреев. Вместо того, чтобы привлекать внимание каким-то новым, раннее неслыханным именем, Бог избрал для Своего Сына имя, которым обычные люди называли своих детей.
Когда Иосиф и Мария назвали своего новорожденного Иисусом, то ни у кого это не вызвало удивления, никому и не вздумалось бы спросить: а что это за имя? Примечательно, что Бог избрал для Своего Сына имя, которое не только было хорошо известно, но и постоянно было в ходу среди людей тех времен!
Читая Ветхий Завет, вы заметите, что в истории Израиля особо выдающимися были два человека с именем Иисус. Первый был великим воином и вождем Израильского народа, а второй был священником во времена Ездры, когда евреи занимались восстановлением храма. Первый человек с этим именем был именно тем Иисусом, который после смерти Моисея ввел народ Божий в Обетованную землю. Второй человек был священником во времена пророков Агея и Захарии. Обратив внимание на этих двух мужей, мы увидим, какое чудное значение имеет это имя.
Иисус Навин и священник Иисус были прообразами Того, Который родился две тысячи лет тому назад в маленьком и незначительном городке Вифлееме.
Имя Иисус означает «Иегова спасает». Да, Иисус Навин знал, что сам он не в силах ввести народ в землю обетованную и не мог обеспечить покоя народу своему, и в тоже время он знал и был уверен, что Бог может это сделать. А на страницах книги пророка Захарии, иерей, первосвященник Иисус, изображен в запятнанной одежде, но он не мог изгладить вины и представить свой народ чистым и оправданным пред Богом. Это указывает на грядущего великого Первосвященника, Который должен будет понести на Себе грехи всего рода человеческого.
Проходили десятилетия, века, а значение имени Иисус, так и оставалось лишь символом, и как в Евангелии говорится: «И все сии, …не получили обещанного…» Евр.11:39. Но вот, наконец, настал светлый день, засияла звезда, запели Ангелы.
По небесному своду волхвы узнали, что произошло величайшее событие. И по указанию Вифлеемской звезды они пришли к убогому хлеву, а там в яслях лежал Младенец. Что это был за Младенец? «…И наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их«.
Чудное имя! В этом имени воплощены благодать, милость и любовь Божии. И на каком бы языке не произносили имя Иисус — в нем слышна небесная музыка, в нем вся отрада детей Божьих. Имя Иисуса дает надежду грешнику. Это чудное имя влечет к себе бедняка и богатого, интеллигентного и совсем простого, молодых и людей старшего поколения. Назвав этим именем Своего Сына, Бог сошел на человеческий уровень, воплотился в человеческое тело, приблизился к нам. Этим именем Он открыл нам Бога.
Посмотрите на того, который первый был назван этим именем, на Иисуса Навина. Он был выдающейся личностью в истории Израиля и все равно он потерпел неудачу. Читайте историю, и вы увидите, что победы, одержанные Иисусом Навиным, были частичными и временными. Правда, это были победы немалые. Значительная часть Ханаанской земли была завоевана, но войны продолжались, он не мог обеспечить народу покоя и защитить его от врагов.
В отличие от всех остальных «спасителей», рожденный в Вифлееме Иисус спасет людей Своих от грехов их. Он сделает то, чего никто другой не мог сделать. Ни Иисус Навин, ни Иисус иерей не могли сделать того, что сделал Иисус Назарянин. Он одержал полную и окончательную победу над врагом, и притом Он взял грехи народа Своего на Себя и понес их на Голгофском древо, и там совершил полное и окончательное очищение грехов жертвою Своею.
«…И наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их«. Да, Он один может ввести народ Свой в полный и вечный покой, ибо Он спасет их от грехов их. Без прощения греха не может быть ни мира, ни покоя. А Сын Человеческий для того и пришел, чтобы, простив нам согрешения наши, примирить нас с Богом. Но как же может человек стать чадом Божьим? Верой в Иисуса Христа. Ибо всякий, верующий в Него, имеет жизнь вечную. В данном случае не играет роли ни национальность, ни религия, ни положение. В этом смысле спасение безгранично. Всякий!
А это включает и волхвов с Востока, и пастухов из Палестины, и всякого, призывающего имя Господне. Через 30 лет, стоя в толпе народа, Иисус сказал: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» Мф.11:28. Он также сказал: «…приходящего ко Мне не изгоню вон» Ин.6:37. Призыв обращен ко всем.
Никто не может сказать, что он был обойден. О, друг, приди к Нему и ты. Он зовет каждого. Тебе Христос говорит: «Приидите ко Мне, все…» И те, кто откликаются на Его призыв, именно их Христос называет Своими, Он их спасает. Если Он не сможет назвать тебя «Своим», если ты не примешь Иисуса, как личного Спасителя, то Он не сможет спасти тебя от грехов твоих.
«…И наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» — это и есть рождественская весть. Только тогда человек поймет смысл рождества, когда Иисус родится в его сердце.
Может ли Он сделать это? Может ли Он снять с тебя вину и побороть силу греха в твоей жизни? О, благодарение Богу вовек за Того, Кто может это сделать, за Иисуса! Он наш вождь, наш чудный полководец. Он одержал полную победу над адом, диаволом и грехом. Это Он, наш великий Первосвященник, Который «однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» Евр.9:26. Пусть этот Иисус войдет и в твое сердце и совершит Свое великое дело спасения.
Познал ли ты, мой друг, Иисуса? Что значит для тебя это имя Иисус? Является ли Он твоим личным Спасителем? Приди к Нему таким, какой ты есть, скажи: Господи! Будь милостив ко мне, прости грехи мои, я принимаю Тебя, как личного Спасителя. Верь, что Он тебя услышал и спасен будешь. Да поможет тебе в этом Сам Господь!
Ярл Николаевич Пейсти