Совсем недалеко, всего лишь несколько сот метров, за стенами старого города Иерусалима находится небольшой холм, называемый «Лобное место». На нем, почти две тысячи лет тому назад, установили три креста, на которых повесили трех приговоренных к смерти человека. По центру пригвоздили Иисуса Христа, а рядом с Ним по левую и правую сторону двоих разбойников. В процессе казни между ними произошёл разговор. Давайте прислушаемся о чем они говорили.
Несомненно, многие знакомы с этим евангельским событием. Часто вспоминают разбойника, который в свой смертный час обратился к Иисусу с просьбой о помиловании и тут же его получил. Какая дивная истина открывается в этом предсмертном часе Сына Божьего и этих двух разбойников! Один из них в последний момент своей жизни испытывает чудо возрождения, примиряется с Иисусом Христом и входит в Царство Небесное по слову Господа: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» Лк.23:43.
Можно не ошибаясь сказать, что случай обращения разбойника на кресте является ярчайшим примером благодати Божьей в спасении человеческих душ на страницах Евангелия. Он нам дан, чтобы никто не сомневался в Божьей способности спасти самого окаянного и страшного грешника, даже если он воззовет к Богу в последний час своей жизни.
Но сегодня мы обратим наше внимание на другого разбойника, участь которого ничем не отличались от первого, но он тем не менее погиб, не получив от Христа ни слова в ответ на свои слова. Почему?
Эти разбойники находились в одинаковой ситуации. Оба являлись преступниками, оба были осуждены на смерть, оба висели в присутствии распятого Спасителя. И тот, и другой имели равный доступ к Иисусу, однако первый был услышан Господом, был прощен и унаследовал Царство Божие, тогда как второй ушел нераскаянным грешником в вечное мучение. Почему так?
Причину не надо долго искать, ее мы обнаружим в их словах. Второй разбойник также обратился к Иисусу, но Господь не ответил ему! Послушайте, как он обращается к Иисусу — начинает со слов «если«, значит он ставит определенные условия. Он говорит: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» Лк.23:39.
Через евангелистов Матфея и Марка мы узнаем, что вначале первый разбойник говорил тоже, что и второй: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас«. Значит, они вместе хулили и глумились над Ним. Но в процессе общения что-то происходит с первым разбойником. Вместо того, чтобы продолжать поносить Иисуса, он признает свой грех, со смирением принимает наказание и с покаянием обращается к Нему, прося милости: «Помяни меня, Господи…» и мгновенно получает ответ.
Другой же разбойник продолжил поносить Иисуса. От него не слышно ни слов признания, ни смирения, ни покаяния. Он требует, чтобы Господь исполнил его просьбу, но на поставленных им условиях, иначе говоря, Ты сделай вот это, тогда я поверю, что Ты воистину Сын Божий. На что Христос не ответил ни слова. Почему? Причина была в том, что в его требовании не было никакого признака веры. Произнесенным словом «если» он требовал доказательства от Христа, что это действительно Он.
А видел и слышал он тоже, что видел и слышал первый разбойник. Он видел человека избитого, измученного, окровавленного, идущего на самую позорную казнь, будучи ни в чем не виновным. Он не слышал от Него ни слов жалоб, ни обвинений, ни обид, только одну молитву, которую Господь твердил в течение всего времени насмешек и издевательств над Ним: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» Лк.23:34.
Затем, разбойник не мог он не заметить происшедшую радикальную перемену в своем сообщнике, в котором за короткое время что-то радикально поменялось. Тот, который вместе с ним издевался над Иисусом, бросая вызов сойти со креста и спасти Себя и их, теперь упрекает его и говорит: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?» А дальше он признает: «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал» Лк.23:40,41. Потрясающее свидетельство товарища, с которым вместе поносили Христа, а теперь он произносит, обращаясь к Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Какие еще доказательства нужны человеку, что возле него распят необыкновенный человек, Сам Сын Божий. Вот почему Христос и не ответил ему ни слова.
Он не получил также ответа и по той причине, что просил Христа не о спасении своей грешной души как другой распятый, а о том, чтобы спастись от страданий и неминуемой смерти. Первый обратился к Иисусу, покорившись Господнему решению, каким бы оно ни было, а другой требовал, чтоб Иисус исполнил его требования.
Здесь так же надо отметить, что разбойник просил невозможного. Его просьба «…спаси Себя и нас» неисполнима. Иисус не мог спасти Самого Себя и в то же время нас. Он мог спасти нас не иначе, как умерев Сам, отказавшись от Своего спасения, тут праведный умирает на месте неправедного. Для того чтобы взять на Себя наше наказание, Иисус Христос и пошел на крест.
Распятие Христа. 1885г., В.М.Васнецов
Конечно, Христос мог сойти со креста. Помните, как Христос сказал Петру, когда пришли арестовать Его: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» Мф.26:53. Тот, Который пятью хлебами и двумя рыбками накормил пятитысячную толпу голодных людей, Который воскрешал мертвых, будучи здесь, на земле, не мог ли Он это сделать? Да, мог. Но сойдя со креста, Он не смог бы в таком случае спасти нас. В одном гимне мы поем:
Голгофа, Голгофа, Голгофа…
Сквозь слезы смотрю на Тебя,
Распятый Иисус мой Господь,
Ты снял мою боль, изгнал из сердца страх,
Хотя Сам повис на гвоздях.
То не гвозди Тебя держали на Кресте,
То не люди причинили боль Тебе.
То не гвозди и не люди, но мой грех…
В этом и заключается Благая весть — что Он не сошел со креста, остался на нем, чтобы умереть за нас заместительной смертью, чтобы ты и я верой в Него получили прощение грехов и жизнь вечную.
Дорогой друг, спасение твоей бессмертной души возможно только на Божьих условиях: через признание своей греховности, покаяние пред Богом и веру в Господа Иисуса Христа. Только Тот, Кто был без греха, мог Своею смертью освободить нас от наказания. Да, Он остался на кресте и на нем умер за нас.
Мой друг, не требуй каких-либо доказательств, что Бог тебя любит и готов спасти. Он это доказал тем, что отдал Сына Своего на смерть ради нас и воскресил Его из мертвых ради нашего оправдания. Бог все сделал ради твоего спасения. Приди к Нему с верой и покаянием, и Он даст в твоем сердце свидетельство, что ты спасен. Сперва верь, а потом увидишь. Слово Божие говорит: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты» Деян.16:31.