Одно из многочисленных мест в Священном Писании, говорящее о необходимости веры, звучит так: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» Евр.11:6. Иначе говоря, без веры человек не имеет доступа к Богу. К Нему мы можем прийти только посредством веры. Этот закон установил Сам Бог.
Обратите внимание на то, что во всех Своих проповедях, беседах и притчах наш Господь всегда направлял Своих слушателей к одной и той же цели, чтобы в них умножалась вера. Христос сказал, что для веры нет ничего невозможного, все возможно верующему. Во время служения Иисуса на земле, ничто не приносило Ему большей радости, чем вера людей. И Он скорбел, когда не находил веры, когда следовало иметь ее. Его удивляло неверие соотечественников, у которых, казалось бы, должна была быть вера. Он не меньше изумлялся, когда находил веру там, где не было причин ожидать ее. Это была вера язычников, людей, не принадлежащих к народу Божьему, которые об истинном Боге ничего или очень мало знали.
Неверие связывало Господа, а вера всегда предоставляла ему возможность проявить Свою силу. Поэтому сегодня мы сосредоточим наше внимание на вере, как на самом важном и драгоценном из всего, что нам необходимо иметь. И выделим три стадии веры, о которых упомянуто в Библии - малая вера, большая вера и совершенная вера.
"Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал..." Матф.14:29-30
Малая вера! Как ее охарактеризовать и определить? В Новом Завете мы знаем несколько случаев, когда Христос упрекает Своих учеников за малую веру, когда следовало бы иметь большую. «Что вы так боязливы, маловерные?» Мф.8:26. Эти слова Христос сказал им во время плавания по бурным волнам Генисаретского озера. В другой раз Он говорит Петру, когда он пошел по воде навстречу Иисусу и начал тонуть: «Маловерный! зачем ты усомнился?» Мф.14:31. Малую веру можно описать так: она верит, что Бог может, но не обязательно, что Он сделает, иначе говоря, он верит и в то же время не уверен. Малая вера не устойчива и зависит от обстоятельств, от чувств и настроений. Яркий пример такой веры описан в стихе об одной набожной старушки. Жила она одиноко, в небольшой избушке у подножия большой горы, а гора преграждала доступ солнечного света в ее домик. И однажды под вечер, прочитав в Евангелии, что вера способна передвигать горы, старушка вышла на крыльцо своего домика, обратилась к горе и громко повелела ей броситься в море. Рано утром, поднявшись, она посмотрела на неизменившуюся гору, глубоко вздохнула и сказала: «Я так и думала!» Нельзя сказать, что у нее не было веры. Вера была, но ее было недостаточно, чтобы передвигать горы. Она верила, что Бог может, но не была уверена, что Он это сделает. Это характерно для малой веры. Но не будем унывать, если мы обнаружим, что вера наша мала. Для того Господь посылает бури и разные испытания в нашу жизнь, чтобы вера наша росла.
Вера зависит не от того, что мы видим или ощущаем, но от верности нашего Господа. Ни обстоятельства, ни наши чувства, ни наши настроения не могут изменить верности Бога. Он ведет нас к тому, чтобы мы доверились Его слову. Это приводит нас к большой вере, которая не только верит в то, что Бог может, но что Он и сделает то, что обещал. В Евангелии самые яркие примеры большой веры Христос нашел именно среди язычников. Возьмем пример римского сотника. Он приходит к Иисусу и просит Его: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его» Мф.8:6. Как бы мы обрадовались, услышав такой ответ. Господь придет ко мне в дом и исцелит! Но как реагировал сотник? Он сказал: «Господи! я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Сказано, что Господь удивился такой вере: «Истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры» Мф.8:8,10.
Большая вера полностью доверяет слову Господа. Большая вера не ограничивает Бога, не ставит Ему условий, она признает Бога Всемогущим, Ему только нужно сказать слово и оно сбудется. И дальше, обращаясь к сотнику, Христос говорит: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот же час» Мф.8:13. Для сотника довольно было одного слова Иисуса. Он верил, что все силы, как небесные, так и земные должны подчиниться Иисусу. Малая вера требует знамений, чувств, и ощущаемые доказательства. Большая вера опирается лишь на сказанное слово Господом и верит, что Он сделает то, что обещал.
Совершенная вера не только верит в то, что Бог может и что Он сделает, но верит, что Бог уже сделал. Апостол Иаков говорит, что у Авраама была совершенная вера, и она была проявлена в связи с Божьим повелением Аврааму, принести в жертву своего единственного сына обетования Исаака. Авраам повиновался Богу и уже был готов пожертвовать своего сына, как Господь в последний момент остановил его. Авраам знал и был уверен, что Бог, Который верен Своему слову, не даст сыну умереть или же воскресит его из мертвых. Это и есть совершенная вера. Авраам верил, что слово, сказанное Богом, не может измениться, оно уже совершенно в Божьем плане, как бы обстоятельства не выглядели.
Авраам с Исааком на пути к горе Мориа (Быт 22:1-14)
Я не знаю, в какой стадии веры находишься ты, мой друг, знаю одно, что Господь хочет, чтобы мы имели веру и возрастали в вере. Друзья, будем верить, чтобы не говорили наши чувства или обстоятельства, Божьи обетования верны, они «да» и «аминь».
Мой друг, если ты не принял спасение для твоей бессмертной души, то первое, что ты должен сделать — это верить, что ничто, кроме искупительной жертвы Иисуса Христа не даст тебе спасения. Бог примет твою веру как бы мала она не была. Ты должен верой прийти к Нему и попросить о прощении твоих грехов, а для этого не нужно ни большой, ни совершенной веры, надо только довериться. Это так просто. Господь обещает, что если мы исповедуем наш грех, то Он, будучи верен и праведен, простит нам согрешения наши и очистит нас от всякой неправды.
Сделай этот первый шаг веры, и ты познаешь радость спасения.
"Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" Матф.11:28