В 11-ой главе послания к Евреям сказано: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». Это одно из многочисленных мест Священного Писания, говорящих о необходимости веры, если мы хотим что-либо получить от Бога. Короче говоря, если человек не имеет веру, то он не имеет доступа к Богу. К Нему мы можем придти только посредством веры. Этот закон установил Сам Бог. Поэтому, если взять хотя бы только этот стих, процитированный сейчас из послания к Евреям, то мы должны придти к выводу, что самое важное, самое драгоценное, самое нужное, из всего, что нам необходимо иметь — это веру.
Если это так, то нам следует сосредоточить свое внимание на вере: ведь Христос Сам сказал, что для веры нет невозможного. Обратите внимание на то, как во всех своих проповедях, частных беседах и притчах, Христос всегда приводил своих слушателей к одному и тому же выводу, указывая на одну цель, чтобы в них умножалась вера. Например, первое чудо, которое Он совершил в Кане Галилейской, было сотворено с целью, чтобы ученики Его уверовали в Него. Позже, в результате воскресения Лазаря, тоже сказано, что ученики Его уверовали.
Ничто не приносило Иисусу большей радости, чем вера. И Он скорбел, когда не находил веры, особенно в тех случаях, где следовало ожидать ее. Неверие ограничивало действия Господа, а вера всегда предоставляла Ему возможность в полноте проявить Свою силу. Дважды мы читаем в Евангелии о том, что Иисус удивлялся. Он удивлялся неверию тех, у которых должна была быть вера, у Его соотечественников. Но Он не меньше удивлялся, когда находил веру там, где меньше всего можно было ожидать ее, то была вера язычников. Вера людей, не принадлежащих к народу Божьему.
Сегодня мы сосредоточим свое внимание на трех стадиях веры, упомянутых в Библии - малой, большой и совершенной вере.
Как охарактеризовать малую веру? В Евангелии мы видим несколько случаев, когда Христос упрекает Своих учеников за их малую веру. «Что вы так боязливы, маловерные?» Мф.8:26 — это Христос сказал им во время плавания по бурным волнам Геннисаретского озера. В другой раз, когда, начав идти по воде, Петр стал тонуть, Христос говорит ему: «Маловерный! зачем ты усомнился?» Мф.14:31. Малую веру можно охарактеризовать так: она верит, что Бог может сделать, но не обязательно что Он сделает это. Она будет бороться, но она не устойчива, зависима от обстоятельств, чувств и настроений. Вам, наверное, не один раз приходилось слышать пример об одной набожной старушке. Жила она одиноко, в небольшой избушке у подножия высокой горы, а гора эта мешала старушке, так как заграждала доступ солнечного света к хижине. И вот, однажды, прочитав в Евангелии, что вера способна передвигать горы, вечером старушка вышла на крыльцо своего дома, обратилась лицом к горе и повелела ей броситься в море. Затем она пошла спать. Рано утром, поднявшись и выйдя во двор, она посмотрела на свою гору, глубоко вздохнула и сказала: «Я так и думала!»
Нельзя сказать, что у нее не было веры. Вера была, но ее было недостаточно, чтобы двигать горы. Она верила, что Бог может, но не верила, что Он сделает. Это характерно для малой веры.
Случаи, когда Христос упрекает Своих учеников, произошли на море во время бури. Первый раз, когда лодку заливало водой, а Учитель спокойно спал, видя это, ученики стали будить Господа, взывая: «Господи! спаси нас: погибаем». И как ответил им Иисус? «Что вы так боязливы, маловерные». Видите, когда Христос повелел им переплыть на противоположную сторону, то они последовали за Ним в лодку. У них не было ни капли сомнения, что они не смогут достичь противоположного берега, но их вера длилась до тех пор, пока внешние обстоятельства не изменились. Когда же началась буря они усомнились. В этих условиях вера пошатнулась. Она не выдержала противного ветра. Это характерно для малой веры, она зависит от обстоятельств. Когда все идет на лад, когда хорошее настроение — в таких условиях можно верить. Но как только обстоятельства складываются не так, как мы предполагали, тогда мы тоже говорим: «Господи! спаси нас: погибаем». Для малой веры, 28-ой стих 8-ой главы послания к Римлянам - красивая теория, но не реальность, который гласит так: «...любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу», включая даже резкую перемену обстоятельств.
Второй раз Господь упрекает за малую веру Петра, тоже во время бури. После насыщения пяти тысяч, Христос понудил учеников отправиться на другую сторону моря. Сам же, отпустив народ, взошел на гору помолиться. Когда лодка оказалась уже на средине моря, поднялась буря. Ветер был противный, Христос обещал присоединиться к ученикам, но Его не было. Семь часов апостолы гребли, как сказано в подлиннике, измучившись и вдруг видят в темноте ночи по воде движется что-то сияющее. В тревоге они подумали, что это призрак; и от страха вскричали. Они не узнали Иисуса. Но как только Он произнес: «Ободритесь; это Я, не бойтесь», — они успокоились Мф.14:27.
Но происшествие этим не окончилось. В лодке находился энтузиаст-Петр, и когда Он слышит, что это Иисус и видит Его, идущего по воде, то восклицает: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». Что побудило Его сказать это? Конечно, вера! Притом, еще какая вера! Ходить по воде! Никто в этой лодке не дерзнул помыслить о такой возможности, а Петр немедленно реагирует на голос Господа и говорит: «Если это Ты, то повели мне придти к Тебе по воде».
На первый взгляд кажется, что это действительно, большая вера. Но, тем не менее, она оказалась малой. Видите, начало было хорошим. Он поверил Господу, услышав Его голос: вера от слышания и слышание от слова Господня. Иисус сказал: не бойтесь, это Я! Это слово пробудило веру в сердце Петра. Теперь вера просит нечто определенное. Она хочет слова, особого слова. И Господь дает его. Только одно, но его достаточно. Иисус говорит: «Иди» Мф.14:29. Это все! Петр выходит из лодки, а что дальше? Он ходит по воде!
Друзья, если бы больше ничего сказано не было, то мы должны были бы подумать, что Петр проявил не просто веру, а сильнейшую веру. И сказано, что Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу. Как долго он шел, не написано, но в хождении по воде каждый шаг был доказательством замечательной веры Петра.
Но! Этим словом «но» начинается следующий стих. Да, это маленькое «но» портит всю историю. «Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня!» Мф.14:30.
Какой контраст! Петр начинает: «Господи, если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде», - а заканчивает: «Господи, спаси меня». Вера Петра подобна волнам моря, по которому он шел, она то поднимается до невероятных высот, то опускается до самого дна!
«Господи! спаси меня, - Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» Что отличает малую веру: она может начать прекрасно, но конец какой? Почему Петр начал тонуть? Он позволил обстоятельствам возобладать, он перестал взирать на Иисуса. Он посмотрел на волны! Но это еще не так страшно, если бы он только посмотрел, но глагол «видя» указывает, что он продолжал смотреть на сильный ветер. Вот здесь, как раз и обнаружилось его поражение. Вместо того, чтобы продолжать взирать на Иисуса, он увлекся окружающими обстоятельствами. Ветер, волны, хождение по воде — ведь это невозможно. А если бы он продолжал верить, то все было бы возможно.
Но, не станем унывать, если обнаруживаем, что наша вера мала. Ей не обязательно нужно оставаться такой. Для того Господь и посылает нам бури, чтобы укрепить нашу веру, чтобы утвердить в том, что ни обстоятельства, ни наши чувства, ни наши настроения не могут изменить верности нашего Господа. Ведь вера зависит не от чего-то окружающего нас, но от верности Обещавшего нам. Небо и земля прейдут, но слова нашего Бога не прейдут. И к этому Господь ведет нас. Он ведет нас к доверию Его слову. Это и приводит нас к большой вере. Большая вера не только верит в то, что Бог может, но такая вера верит, что Он сделает то, чего обещал.
В Евангелии вы можете найти несколько примеров большой веры. Интересно, что самые яркие примеры большой веры мы найдем среди язычников. Казалось бы, откуда у них быть вере? А получается наоборот — мы не только найдем в них веру, но, притом большую веру. Возьмем пример сотника (Мф.8:5-10). Римский офицер подходит к Иисусу, когда Он был в Капернауме и просит: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его». Как бы мы обрадовались, услышав такой ответ. Господь готов придти ко мне в дом и исцелить!
Но как ответил этот язычник? Он сказал: «Господи! я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой...» Он просит не ради каких-либо заслуг с его стороны. Нет! Большая вера характерна тем, что полностью и целиком зависит от Господа. Я не достоин такого внимания. Притом, Тебе не нужно утруждаться, скажи только слово и выздоровеет слуга мой! Вы слышали? Скажи только слово. Вере больше ничего не нужно, только слова от Бога. Этого более, чем достаточно. Большая вера не ограничивает Бога. Она не ставит Богу никаких условий, она признает Бога всемогущим, Ему только нужно сказать слово, и оно сбудется.
Затем, сотник объясняет Иисусу, почему он уверен, что Ему, т.е. Иисусу, не нужно оставлять место, на котором Он находится и идти в такую даль, чтобы исцелить его слугу. Послушайте: «Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: "пойди", и идет; и другому: "приди", и приходит; и слуге моему: "сделай то", и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры». А дальше Христос говорит сотнику: «иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».
Сотник довольствовался одним лишь словом Иисуса. «Скажи только слово». Больше ничего ему не нужно было. Он знал, что все силы, как небесные, так и земные, должны подчиниться их Творцу. Он верил не только в то, что Христос может, эта стадия веры приводит человека к Иисусу. Большая вера получает от Господа просимое уповая на одно лишь слово от Него. Большой вере дополнительно ничего не нужно.
Малая вера требует знамений, чувств, видений и доказательств. Большая вера опирается лишь на сказанное слово. Для нее этого достаточно.
Приведу еще один пример — женщину хананеянку. Она тоже была язычницей, принадлежащей к презираемому израильтянами хананейскому народу. Казалось, что все было против нее, но у нее была большая нужда, дочь ее была одержима (Мф.15:22-28), и с этой нуждой она пришла к Иисусу.
Когда эта женщина приступила к Иисусу, то Он показал, что как бы пренебрегает ею. Он не отвечает ей ни слова, несмотря на ее слезы и мольбы. Вдобавок, ученики просят прогнать ее вон, так как она портит настроение своими рыданиями и криками. Последовавший ответ Иисуса, как будто окончательно закрыл дверь этой женщине: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». После такого ответа многие отступили бы от Иисуса. Ну, раз я не из избранных, то какой смысл продолжать просить. Ясно, мне не суждено получить милости от Господа.
Но эта женщина имеет веру. Она продолжает взывать к Иисусу: Господи, помоги мне! И как отвечает Господь на этот отчаянный вопль? «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Вы слышали? Он назвал ее псом! Так иудеи называли язычников и все нечистое и негодное. Теперь уже не может быть никаких вопросов! Это должно быть воспринято, как окончательный отказ. И что вы думаете? Может быть эта женщина сдалась? Нет! Она говорит: «Так, Господи!» — значит она с Ним согласна. Да, Господи, я пес, «но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Она нашла слово, слово от самого Господа. Оно может казаться унизительным, но к этому слову прилепилась ее вера. Я не достойна есть с господского стола, для меня достаточно крошек. Одной крошки с Господнего стола хватит — одного только слова и дочь моя будет исцелена.
И как ответил ей Господь: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час». Она верила не только в то, что Христос может, но она верила также, что Он сделает. Это большая вера.
Упомяну также и о третьей стадии веры — о совершенной вере. Это вера, которая не только верит в то, что Бог может и что Он сделает, но верит, что Бог уже сделал. Иаков в своем послании говорит, что у Авраама была совершенная вера и она была проявлена в обстоятельствах Божьего повеления Аврааму принести в жертву сына Исаака. Помните эту историю?
Господь, испытывая, велит Аврааму принести своего сына Исаака в жертву на горе Мориа. Авраам повиновался повелению Божию и уже простер руку к ножу, чтобы заколоть своего дорогого сына, но Господь остановил его. Авраам не знал исхода этого события, он только знал, что Бог, Который верен своему слову — или не даст сыну обетования умереть или же воскресит его из мертвых. О том, что он так верил, мы видим из слов Авраама. Поднимаясь на гору, он говорит оставшимся у подножия горы слугам: «Останьтесь вы здесь с ослом; а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» Быт.22:5. Вы заметили? Он говорит, не возвращусь, а возвратимся. Иными словами, он был вполне уверен, что Бог вернет ему сына и поэтому он возвратится вместе с ним. Это и есть совершенная вера. Авраам верил, что слово, сказанное Богом, не может измениться, оно уже совершено в плане Божьем, как бы ни выглядели обстоятельства. О, если бы так верить в непреложное слово нашего Бога!
Я не знаю в какой стадии веры находишься ты, мой друг? Знаю, однако, что желание Господа, чтобы мы возрастали в вере, от веры в веру. Будем верить, как бы не противоречивы были наши чувства, настроения или обстоятельства. Его обетования «да» и «аминь», наш Бог пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
Но среди читателей есть и те, которые еще не сделали свой первый шаг веры. Вы еще не приняли верой в Господа Иисуса Христа спасение для вашей бессмертной души. Это самое первое, что вы должны сделать — верить, что ничего, кроме искупительной жертвы Иисуса Христа не нужно для спасения вашей бессмертной душе. А затем, сказанное сегодня, будет относиться и к вам. Помните, что без веры угодить Богу невозможно. Вы должны верой придти к Нему и попросить прощения за ваши грехи. Это так просто. Господь обещает, что если мы исповедуем наш грех, то Он, будучи верен и праведен, простит нам согрешения и очистит нас от всякой неправды. Сделай этот первый шаг веры, и ты познаешь радость спасения.