В первом стихе одиннадцатой главы послания к Евреям записано определение веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» Евр.11:1. И далее по тексту перечислены имена людей, живших во времена Ветхого завета, в сердцах которых горела истинная вера. Хочу с вами поговорить о некоторых из них подробнее, при этом “взирая на начальника и совершителя веры Иисуса” Евр. 12:2 и молясь о том, чтобы Господь Своим Словом и силой Святого Духа укрепил нашу собственную веру.

В десятой главе послания к Евреям сказано: «…не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души» Евр.10:35-39.

Слова «праведный верою жив будет», взяты автором из ветхозаветной книги пророка Аввакума. Они повторяются также в посланиях к Римлянам и к Галатам. Повторение этих слов в Новом Завете весьма знаменательно. В послании к Римлянам они используются для изложения истины о спасении, в послании к Галатам — о свободе, а в послании к Евреям — о победе через веру.

В первом стихе одиннадцатой главы послания к Евреям записано определение веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" Евр.11:1.

В первую очередь отметим обстоятельства, при которых эти слова были сказаны пророку Аввакуму. Годы жизни пророка выпали на смутные и тяжелые времена в истории народа Божьего. Аввакум изливал душу в мольбах к Богу, говоря о царящем вокруг насилии, притеснении и беззаконии; о злодействах, совершавшихся в его народе, и о том, что в довершение ко всему враг стоит у границ страны, угрожая нападением. Пророк недоумевал, почему Господь бездействует и не посылает избавления, а Бог сказал ему, что воздвигнет против Иудеи самый злой и безжалостный народ — халдеев, которые станут Его орудием и исполнят Его суды и намерения. И если раньше мысль о том, что Бог ничего не делает, была невыносимой, но теперь все выглядело куда страшнее. Однако, несмотря ни на что, даже в этой тяжелейшей ситуации Аввакум принял единственно верное решение — покориться воле Господа.

Как часто мы бываем сокрушены проблемами и трудностями. Как часто слышим: «Где же Бог? Зачем Он допускает подобные злодеяния? Почему ничего не предпринимает?» А Господь и сегодня говорит нам: «Я делаю Своё дело, но вы Меня не слушаете».

Аввакум же, как нам известно из Писания, даже после столь грозного предсказания Господа, не потерял веры и надежды, а продолжил внимательно прислушиваться к гласу Божьему: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне…»Авв.2:1.

Друзья, к огромному сожалению, мы зачастую не в состоянии ждать и слушать, что Бог хочет сказать нам. Мы стараемся решать свои проблемы собственными силами, забывая, что иногда это просто невозможно. Нам не дано понять все действия и пути Божии, но мы можем последовать примеру Аввакума и, что бы ни случилось, не оставлять упования “которому предстоит великое воздаяние”.

Терпеливое ожидание пророка было вознаграждено. Бог послал ему видение и указал на одну из важнейших истин: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» Авв.2:4. Как мы видим, все люди делятся на две категории. «Надменный человек, как бродящее вино, не успокоивается, так что расширяет душу свою, как ад, и, как смерть, он не ненасытен…» Авв.2:5. Такова жизненная философия безбожника. А праведный верою своей жив будет! Он не надеется на свои способности и достижения, а всецело полагается на Бога в полном доверии Ему.

К несчастью, подавляющее большинство живущих на земле людей не знают Бога. Именно поэтому и сейчас у нас перед глазами все та же картина: повсюду зло, беззаконие, вражда и убийство. Говорят о мире, а мира нет, потому что прежде всего мир отсутствует в человеческих душах, не имеющих веры.

В первом стихе одиннадцатой главы послания к Евреям записано определение веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" Евр.11:1.-2

Лишь тот, кто верует, может спокойно и терпеливо ожидать наступления Божьего времени, зная, что оно непременно придет. Бог скажет Свое последнее слово.

Концом жизни всякого безбожника — нечестивого, самонадеянного гордеца с большим самомнением станет взрыв. Он просто лопнет, как чрезмерно надутый воздушный шарик. Такой конец уготован всякой душе, которая надменно поднимает свою голову перед Всемогущим Создателем и утверждает, что обойдется без Него.

Дорогой друг, рано или поздно безбожная философия жизни потерпит полный крах. А «…праведный верою жив будет».Вера в Бога открывает истинный смысл земной жизни, дарует мир в душе и бесконечную радость в вечном пребывании с Господом.

Хочу обратить ваше внимание на первый пример победы веры, о котором говорит автор послания к Евреям — о вере Авеля.

В четвёртой главе книги Бытие мы читаем: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» Быт.4:1-8. А так заявляет апостол Павел: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще» Евр.11:4.

Каин и Авель, слоновая кость, 1090-1130г, собор Салерно, Италия

Каин и Авель, слоновая кость, 1090-1130г, собор Салерно, Италия

Авель принес Господу жертву кровавую, закланную“от первородных стада своего и от тука их”. Тем самым он признал, что смерть жертвенного животного необходима как искупление за его грехи. Каин поступил иначе. Он принес овощи и фрукты, произведения земли, в которых не было элемента жертвы. Дар Авеля был исповеданием греха, требующего искупления, тогда как в даре Каина нет и намёка на подобное.

Авель вошел в Божье присутствие с осознанием собственной греховности и нужды в посреднике между ним и Господом. Авель понимал: для того, чтобы быть принятым Богом, необходима смерть невинной жертвы. Он не полагался на свое человеческое достоинство, а верил в святость Бога, требующую искупления греха, и в Его милосердие. Своей жертвой Авель говорит: Господь — Ты свят, а я – грешен, но Ты также и милосерд. Пусть мой дар предстанет перед Тобою и послужит искуплением за мои грехи.

Жертва же Каина была лишь плодомего труда, и не говорила о признании собственной его греховности и святости Божьей. Надменный Каин желал быть принятым Богом на своих условиях, однако такое невозможно. Господь принимает лишь тех, кто приходит к Нему с верой и искренним покаянием.

Сказано, что своей верой Авель “…и по смерти говорит еще». Может быть, здесь имеется в виду тот факт, что кровь Авеля, которую пролил Каин, убив своего брата, требовала отмщения? Но я так не думаю. Прочтите внимательно, что сказал Каину Бог после происшедшего: «…Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» Быт.4:10. Слово «вопиет» в оригинале несет в себе значение «пронзительно кричит, взывает». Земля впервые обагрилась человеческой кровью, и эта кровь «кричала» о муках, боли и страдании.

Кровь Авеля стала прямым результатом восстания человеческой гордыни против Бога. Деяние Каина показало саму сущность греха. Голос крови Авеля — голос отчаяния, вопль погибающего человечества к Богу о избавлении,искуплении, примирении и указании пути обратно в Его обители.

В двенадцатой главе послания к Евреям упоминается, что Кровь Иисуса Христа говорит «…лучше, нежели Авелева»Евр.12:24. Его кровь заявляет, что искупление совершено, и человеку предоставлен прямой доступ к Богу. Аллилуйя!

Кровь Авеля и по смерти его говорит о том, что человек грешен и нуждается в спасении. А кровь Иисуса отвечает: теперь каждый из людей может быть принят, прощен и оправдан святым и милосердным Богом.

В первом стихе одиннадцатой главы послания к Евреям записано определение веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" Евр.11:1.-4

Друг мой, прими Божий дар спасения прямо сейчас. Встань на дивный путь веры, который приведет тебя к жизни вечной. Знай, что ты искуплен «…не тленным серебром или золотом…”“но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца»1Пет.1:18-19. «Ибо благоугодно было Отцу…посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» Кол.1:19-20. Слава нашему Господу!