Сегодня темой нашей беседы будет "вера". И начнем мы ее текстом Библии, записанным в 10-ой главе послания к Евреям, начиная с 35-го стиха и до конца главы: "Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий приидет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души".
"Выбор веры" П.В. Рыженко
В виду сильного гонения на недавно обратившихся в христианство евреев со стороны своих же соотечественников, автор послания к Евреям считает нужным их ободрить, наставить и предупредить. Притеснение было настолько жестоким, что некоторые из них были готовы отречься от Христа и вновь вернуться в рабство закона.
Поэтому, автор этого послания перед этим пишет следующее: "Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещавать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного". После этого увещевания следует весьма серьезное предупреждение: "Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников".
Некоторые из этих новообращенных были в шаге от опасности пренебрежения Сына Божьего, не почтения за святыню пролитой крови Иисуса и огорчения Духа благодати. Их вера подверглась сильному давлению, враг притеснял их со всех сторон. И вот, в этот критический момент жизни этих новообращенных, Апостол, для того чтобы их ободрить, ссылается на слова ветхозаветного пророка Аввакума: "...праведный своею верою жив будет" Авв.2:4. Ничто, кроме живой веры в Бога, не в состоянии было помочь им в их положении.
Эти знаменательные слова: "праведный своею верою жив будет", были даны Богом пророку Аввакуму тоже во время тяжелых переживаний. То были смутные годы для Божьего народа, когда не только враг грозил извне, но само духовное и моральное состояние народа было низкое.
История Аввакума раскрывает нам, как пророк восторжествовал над печальной ситуацией своего времени. Откройте книгу Аввакума, и что же вы вначале услышите? Плач отчаяния и поражения: "Доколе, Господи, я буду взывать - и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии - и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор" Авв.1:1,2. Однако, заметьте, как заканчивается эта книга - восклицанием и пением хвалы Господу: "Но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог - сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!" Авв.3:18,19.
Никаких внешних перемен в его обстоятельствах не было. Все осталось так как было. Но, тот факт, что он теперь радовался вместо того, чтобы жаловаться и стонать, доказывает, что что-то произошло. Перемена произошла в самом пророке, а не в обстоятельствах. Точкой обращения от уныния к радостной победе, стало его решение пойти на башню и стать на стражу, чтобы узнать, что скажет в сердце Господь.
Пророк Аввакум жил и пророчествовал во время царствования нечестивого царя Манассии. О нем сказано, что он делал неугодное в очах Господних, подражая мерзостям окружавших его народов. Во время его правления восстановлены были разрушенные жертвенники идолу Ваалу, начали поклоняться звездам и воинству небесному, в доме Господнем были сооружены языческие жертвенники. Практиковалось жертвоприношение людей, волшебство, гадание и вызывание мертвецов. Кровь лилась с одного конца страны до другого. В этих мерзостях Манассия превзошёл даже язычников.
Из среды такого зла, подавляющего сознания, пророк в отчаянии вопиет к Богу: "...буду вопиять к Тебе о насилии - и Ты не спасаешь?" Авв.1:2. Иными словами, он говорит: почему Ты ничего не делаешь?! Почему Ты дозволяешь злодеяние, грабительство, бесчестие, раздор и насилие. Нет правосудия и справедливости. Нечестивец поглощает того, кто праведнее его, и Ты безмолвствуешь. Куда бы пророк не смотрел, всюду извращение истины, грех, зло и несправедливость. Казалось, что все силы ада восстали на его страну, а Бог при этом ничего не делал. Праведных преследовали и притесняли. Нечестивые издевались и надсмехались над всем добрым, честным и справедливым, и казалось, что Бог будто бы ко всему этому равнодушен.
"От этого закон потерял силу, - заключает пророк, продолжая свою жалобу, - и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный" Авв.1:4. Этим он как бы сваливает вину на Бога, раз, мол, Бог бездействует и не вступается.
И тут Бог дает ответ пророку: "Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь: ибо Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали" Авв.1:5. Искренно ищущему правду, Бог обязательно ответит. В данном случае Бог говорит Аввакуму: если тебе не видно, то это не значит, что Я равнодушен ко всему происходящему; наоборот, Я в этот самый момент действую и совершаю Мою волю.
Однако, пророк оказался смущен этим ответом и продолжает свою жалобу аргументом, что, мол, как может милосердный Бог для наказания Свой заблудившего народа использовать такой жестокий народ? Пророку это казалось недопустимо, в душе у него разыгралась буря сомнения и негодования. Душевные муки и внутренние страдания пророка были результатом того, что своим умом он старался совместить божественное управление с настоящим положением вещей.
Возлюбленные, это невозможно! Никто не может своим умом проникнуть в провидение Божие. Объяснить Бога и все Его действия нам не дано, но мы можем детской верой всецело довериться Ему, зная, что все Его пути справедливы и что Бог не может ошибаться.
После безуспешных попыток примирить обстоятельства, в которых Аввакум находился, со своим пониманием Бога, и что ему казалось Бог должен делать, он принимает весьма важное решение, заявив: "На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтоб узнать, что скажет Он во мне..." Авв.2:1.
"Аввакум, Божий страж" 1954, Фрэнк О Солсбери
Дверью выхода из уныния и входа в победу стало решение пророка встать на стражу, чтобы услышать, что хочет сказать ему Бог. Это и было поворотным пунктом, концом сомнения и началом веры. Наконец то он пришел к заключению, что своим умом разрешить Божье действия он не сможет, это ведёт только к смущению и расстройству, лишает радости и мира, делает бесплодным для Царствия Божия.
Да, как важно остановиться, успокоиться и ожидать в тишине, что скажет нам Бог. Люди часто говорят, что, мол, Бог не говорит человеку как в древности. Это неправда, сегодня человек не прислушивается к голосу Божию так как некогда мужи Божьи. Бог говорит, но мы не слушаем. Как трудно дождаться пока пройдет буря, утихнут свирепые звуки и крики наших страхов, и мы услышим Его тихий нежный голос. Но именно здесь, на страже, разрешаются самые безнадежные наши проблемы. Здесь начинается вера, надежда и наконец - победа. Ибо вера от слышания, а слышание от слова Божия.
Если мы желаем мира и радости в Господе, то нам следует поступить как пророк Аввакум, встав на стражу свою, желая узнать, что скажет ему Бог! И как скоро он так поступил, сказано: "И отвечал мне Господь..." Авв.2:2. Полученный ответ наполнил сердце его радостью и весельем, и сделал ноги его как у оленя. "...Праведный своею верою жив будет" Авв.2:4. Ни пониманием тайн божественного правления, ни чувствами живо будет чадо Божие, но своею верою. В этом и весь секрет. Аввакум понял, он услышал тайну - вера, вера,которая видит Бога во всех обстоятельствах, даже будь то нашествие злых халдеев - бича Божьего для его народа. Аввакум осознал верой, что в свое время, когда это орудие Божьего гнева исполнит свою миссию, оно пройдет и будет уничтожено. Все надменное, возвышающиеся пред Богом пройдет, устоит только то, что от веры.
Поэтому, Аввакум, - говорит ему другими словами Господь, - пусть принципом твоей жизни будет вера, тогда ты действительно жив будешь. Ты не только уцелеешь, но ты восторжествуешь над всеми трудностями. Ты сделаешь это не разумом своим, но верой, так как ты не в силах вместить в свою голову все Мои действия, но ты можешь верить. Праведный не чувствами, не разумением, но верою жив будет.
Итак, главный урок, который мы можем почерпнуть из переживаний пророка в том, что спасательный ответ его достиг, когда буря и огонь его свирепствующих мыслей утихли, тогда он услышал тихий, внутренний голос Духа Божьего. Отметим результат этого нового отношения пророка к Богу. Никаких перемен к лучшему в обстоятельствах его народа не произошло. Кара за грех, в данном случае в виде притеснения со стороны врага должна исполниться. Но пророк с этим определением теперь примерился, он говорит: "...я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его" Авв.3:16. А в последующих его словах видим какую чудную перемену в душе пророка произвел тихий внутренний голос веры.
Византийская миниатюра "Ангел Господень восхищает Святого пророка Аввакума в Вавилон" Х век
Теперь Божья радость изливается из души, которая верой укрепилась упованием на Господа, и уверена, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Это песнь верующего в Бога человека, который не знает поражения какие бы не были обстоятельства! "Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах...", — вот о каких банкротствах он теперь говорит: "но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего" Авв.3:17,18.
Слово "радоваться" в подлиннике означает "скакать, плясать". Он имел причину плясать от радости, ибо Бог для него стал новой реальностью. От мрака уныния, страха и неверия, пророк перешел в светлую, радостную сферу веры.
Дорогие мои верующие брат и сестра, не будем унывать и падать духом, когда вокруг нас враг как будто торжествует. Будем иметь веру Божию, зная, что Он не может ошибиться. Станем всегда Им радоваться, не взирая на обстоятельства, и тогда "мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе" Фил.4:7.
Мы никогда не убедим неверующего, что мы имеем нечто лучшее, своим унылым настроением. Христово спасение, вера Божия, дает мир и веселие в сердце дитяти Божьего. Доверимся Ему в самых тяжелых переживаниях, не стараясь понять то, что не дано нам знать, и тогда, как Аввакум, мы тоже возрадуемся о Господе и возвеселимся о Боге спасения нашего.
Если эти строки читает душа, которая еще не имеет радости и не уверена в спасении, то знай, ты это приобретешь верой в Иисуса Христа, ибо "праведный своею верою жив будет". Открой твое сердце Христу, и Он войдет в него как друг и дарует радость спасения.