В сегодняшней беседе я хотел бы, с Божьей помощью, коснуться важнейшей темы Библии – веры. Писание ясно указывает на значение веры следующими словами, записанными в послании к Евреям: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» Евр.11:6. Из этого ясно, что если мы желаем угодить Богу, то сможем это сделать только путем веры. Поэтому, основной вопрос – что такое вера? Как я могу знать, что ее имею? И могу ли я иметь такую веру, которая угодна Богу? Да, дорогие друзья, она возможна каждому из нас без исключения. Пусть поможет нам Сам Господь сегодня хотя бы немножко лучше понять значение веры.
В первую очередь, хочу сказать, что каждый человек имеет веру. Я говорю об обыкновенной вере, которой одарен каждый человек. Жизнь вообще без веры невозможна. Вера является основным фактором каждого нашего движения, всякого действия. Разобрав принцип веры в нашей повседневной жизни, мы сможем лучше понять значение той веры, которая так необходима, чтобы угодить Богу. Ибо принцип действия один и тот же как в области физической, материальной, так и в области духовной.
Факт, что вы слушаете или смотрите передачу, является результатом вашей веры. Включая ваш радиоприемник, телевизор или компьютер вы без малейшего сомнения верите, что в вашу комнату проведено электричество. И хотя закон электричества вам до конца не ясен, и вы не можете объяснить, как сигнал преодолев расстояние в несколько тысяч километров попадает в ваш приемник, все же, ничуть не сомневаясь, вы включили его с уверенностью, что он вас не обманет. Очень просто! Правда? А ведь включение вашего приемника былоничеминым как актом веры с вашей стороны.
Несколько лет тому назадмы переехали на новое место жительство. Добрые люди нас предупредили, что сырую воду в этой местности опасно пить, так как она нечистая – необходимо перед употреблением ее кипятить. В течение трех летмы не осмеливались пить сырую воду, всегда ее кипятили. Но вот, однажды, к нам приехали люди, которые должны были заселиться по соседству и, конечно же, в первую очередь,мы их предупредили о качестве нашей воды. И вот, входя на кухню я вижу, что наш гость, взяв стакан, наполняет его сырой водой из-под крана и не мало не сомневаясь пьет не один, а два стакана воды. Я с ужасом смотрю, ожидая, что вот-вот изменится цвет его лица и он мертвым рухнется на пол. Но нет, смотрю – он жив! Проходит час в ожидании чего-то ужасного. Но, ничего! Немного погодя вижу, что и его жена, и дети пьют нашу «загрязненную» воду, и представьте себе, что ни один из них даже не заболел. Тогда я решил, когда никого не будет в кухне, тоже попробовать нашу воду. Может быть наша вода действительно не так опасна, как нас предупреждали? И вот, я дрожащей рукой наполнил стакан, поднял его и медленно проглотил два маленьких глотка. Хуже себя от этого не чувствую, наоборот, вода прекрасная и притом очень приятного вкуса!
Видите, до этого у меня не было веры. Моя вера только тогда стала действительной, когда я сделал первый глоток этой воды. И с того времени я уже пил эту воду без малейшего колебания и с большим наслаждением.
Вера всегда проявляется действием. Апостол Иаков говорит, вера без делилибез действия, мертва. Этот простой, но тем не менее основной принцип веры действителен и в области нашего отношения к Богу.
Священное Писание полно жизненных примеров веры. Сегодня я желаю привести текст из Евангелия от Луки, который, я верю, послужит для вас назиданием. Читаем: «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, вышедшие из них, вымывали сети. Вошед в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега, и сев учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть. Сделавши это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» Лк.5:1-6.
Заметьте, как этот рассказ начинается: «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие...» Неоднократно народ теснился к Иисусу, но по другим причинам, чем в данном случае. Не раз народ окружал Его от любопытства, чтобы увидеть чудо или услышать нечто новое. Другой раз, чтобы насытиться хлебом, и насильно сделать Его царем. Но тут сказано, что народ теснился к Иисусу, чтобы услышать Слово Божие. Когда это бывает, то можно ожидать хорошие результаты. Это, дорогие друзья, и есть начало веры, ибо «вера от слышания, а слышание от слова Божия» Рим.10:17. Именно там, где жажда по Слову Божью, Бог может проявить силу и Свою славу.
Это событие проходит на фоне заурядных обстоятельствах жизни рыбаков той эпохи, но именно здесь происходит нечто сверхъестественное. Причина этого в том, что искреннее желание народа слышать Божье Слово произвело соответствующую атмосферу веры, в которой мог действовать Господь.
Когда Иисус перестал учить народ, Он обращается к Симону Петру со следующими словами: «Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова». Создав подходящую почву для веры, ибо вера от слышания и слышание от слова Божьего, Христос затем применяет этот закон веры лично к Петру. Иными словами, зародившаяся Христовым учением вера в сердце, теперь должна в жизни подвергаться испытанию. Ее теперь нужно ввести в действие, ибо вера без действия или без дел мертва.
Подлинная и живая вера, всегда проявляется в действии. Это мы видим в повседневной жизни и этот же закон веры действителен в духовной области. Вера является действием согласно Слову Божьему. В данном случае вера Петра зависела от его действия, по сказанному Христом слову: «Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова».
Принцип тот же, но разница в том, что в области духовной вера действует по сказанному Богом, а в области обыденной жизни вера действует по сказанному человеком. Еслимы верим слову человека, верим в созданные человеком вещи, то спрашивается, почемумы неможем верить в слово Того, Который мир создал.
Христос сказал Петру: «Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова». Главную роль в этом эпизоде играет Петр. Поэтомумы и обратим все наше внимание на него и его веру, уверен, что этот живой, жизненный пример апостола послужит хорошим примером и для нас. Для бывалого рыбака Петра, услышанное слово не соответствовало личному опыту. Он превосходно знал, как маловероятно выловить рыбу после того, как проведя всю ночь в лодке, не удалось поймать ни одной рыбины. Очень даже логично собрать сети и разойтись по домам. Об этом так же говорил опыт других товарищей по рыболовству. Знал он также, будучи опытным рыбаком, что утром, после восхода солнца не время ловли рыбы, поэтому не мудрено, что Симон возражает Христу: «Наставник!мы трудились всю ночь и ничего не поймали...» Наставник, ты требуешь от нас того, что противоречит нашему опыту и вообще всем известным правилам рыболовства.
Это возражение Богу сказано плотским человеком. Заметьте, что это ответил Христу Симон. Не Петр, а Симон. Но вы скажите, ведь это один и тот же человек. И будете совершенно правы. Но как вам известно – Петр, это его новоеимя, данное Христом. Петр – это новый человек, человек веры, а Симон – это его ветхий человек, который не понимает духовного и не может воспринять то, что божественное. Поэтому этот ветхий человек неверия, Симон, и возражает. Он говорит: Наставник то, что Ты отменя требуешь, я как опытный рыбак знаю – это невозможно.
Однако же, благодарение Богу, что новый человек веры, Петр, преодолев внутреннее противление словам Христа, добавляет: «...но по слову Твоему закину сеть». Маленькое слово «но» является как бы осью, на котором вера Петрова делает полный поворот от сомнения и неверия к вере и действию, по сказанному Христом.
Исполнив сказанное Христом, они поймали великое множество рыбы и даже сеть у них прорывалась. Вы спросите, как же это произошло, откуда явилась рыба? Я не собираюсь объяснить то, что сверхъестественно. Бог не требует от нас, чтобымы понимали все, но Он просит, чтобымы верили Ему и тот, кто верит, увидит славу Божью. Поверив, Петр увидел чудо.
Правда, вера Петра была несовершенная,но тем не менее была вознаграждена Господом. Бог всегда воздает верующему. Заметьте, Христос сказал: «Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова». Христос сказал сети, множественное число, несколько сетей, все сети; а Петр говорит: «...но по слову Твоему закину сеть». Достаточно одной – как бы говорит Петр. Поэтому не удивительно, что сеть уних прорывалась, они же закинули только одну.
Дорогие мои слушатели, если Господь говорит сети, много сетей, то значит, в воде достаточно рыб, чтобы наполнить все сети, а не только лишь одну. В данном случае, как и вовсем, чтомы не делаем, вера проявилась действием.
Вера зависит не от чувств, не от нашего настроения, а от действия на основании того, что сказал Бог. Не думаю, что в это утро у Петра было благодушное настроение. Во-первых, он был уставшим, отработав всю ночь, и ему было пора идти на отдых. Помимо того, он, наверное, еще не позавтракал, так что чувства человека с пустым желудком тоже не особенно приятные. Был также огорчен результатом этой ночи, ведь этим ремеслом он зарабатывал свой насущный хлеб. Но вера не зависит ни от моих чувств, ни от моего настроения, ни от обстоятельств, она зависит от того, услышал ли я, что сказал Господь. И как поступил.
Может быть и ты, мой друг, подобно Петру всю ночь трудишься над собой, чтобы исправить свой характер, стать хорошим, добрым, даже религиозным, но все твои старания до сих пор были тщетными. Ты пробовал, старался и теперь решил возвратиться к знакомым берегам старого образа жизни с пустыми сетями и с пустой лодкой. Но сегодня Господь тебе говорит: не бойся, только веруй!
Но ты спрашиваешь, что мне делать? Я отвечу на твой вопрос словами Христа: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» Ин.6:29. Когда темничный страж спросил Павла, что мне делать чтобы спастись? Павел сказал ему в ответ: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» Деян.16:31. А что значит верить в Иисуса Христа? Это значит придти к Нему, исповедуя свой грех, и принять верой Его дар вечного спасения. Вот дело Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. А что значит покаяться? Переменить свое мнение о Боге, о грехе и о самом себе. Оставить свой грех, исповедовать его Богу и принять Иисуса Христа в свое сердце как личного Спасителя. Ив тот самый момент, когда ты сделаешь первый шаг, пусть даже он будет несовершенным, слабым и колеблющимся, но, если он будет сделан искренно, Сам Господь придет тебе навстречу и совершит остальное. Как сказано в послании к Евреям? «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает».
Какова бы ни была твоя нужда, мой друг, Господь имеет лично для тебя слово, на которое ты можешь целиком положиться. Получив это обетование, Господь ожидает твоего действия, чтобы ты тоже закинул свои «сети». Сокровищница Его благословений полна, но от тебя требуется действие. Будь ты чадом Божьим или нет, принцип веры один и тот же. Приложи в действие твою веру, доверься Ему всецело, и ты увидишь, как благ Господь. «...приходящего ко Мне, - говорит Христос, - не изгоню вон» Ин.6:37.