Сегодня моим текстом послужат 23-ий и 24-ый стихи одиннадцатой главы Евангелия от Марка, где мы читаем следующее: "Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: "поднимись и ввергнись в море", и не усумнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет".
При тщательном разборе Евангелия мы обнаружим, что в течение последней недели перед Своей смертью, Христос входил в Иерусалим не один раз, а три раза. Эти три посещения произошли: в первый день недели - в воскресенье, в понедельник и вторник.
В этом трехкратном входе в Иерусалим, мы видим Христа в роли Царя, Священника и Пророка. Вход в Иерусалим Иисуса Христа в первый день был царским. В порыве энтузиазма ученики и народ восклицали: "Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних" Матф.21:9. Так был встречен Иисус Христос, когда Он вошел в город Иерусалим в Вербное Воскресенье.
"Вход Господень в Иерусалим", И.М.Сушенок
В этот же день Он пошел в храм и сказано, что, осмотрев все, как время было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью учениками. В нашем сегодняшнем разборе я хотел бы более подробно остановиться на втором входе Иисуса в Иерусалим, уже не в роли Царя, а Священника. Мы узнаем, что в этот день произошло очищение храма и странный акт проклятия смоковницы.
Невольно возникает вопрос: какое значение имеет проклятие смоковницы? Имеет ли оно какое-то отношение к очищению храма? Ведь оба эти акта произошли в один день.
В начале важно отметить, что проклятие смоковницы имело иносказательное значение, о чем Господь дает пояснения Своим ученикам. Откроем наши Библии или Новые Заветы на Евангелии от Марка, глава 11-ая, стих 11-ый. Здесь мы читаем следующее: "И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью". Это произошло в первый день недели при Его царском входе, когда Он направился прямо в храм и "осмотрел все". То был момент исследования. Ничто не ускользнуло от Его всевидящего взгляда. Увиденное в храме заставило Христа на следующий день придти с бичом и изгнать торгующих и оскверняющих храм. После очищения храма Христос заставил бесплодную смоковницу засохнуть.
Это место из Священного Писания многих приводит в большое затруднение. В основу нашего сегодняшнего размышления я выбрал именно этот стих, т.е. 19-ый, а звучит он так: "И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не нашед на ней, кроме одних листьев...", а Марк добавляет: "ибо еще не время было собирания смокв", "...говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла" Матф.21:19.
Во-первых, следует отметить, что это единственное чудо осуждения, которое Христос когда-либо совершил. Этот акт, заставивший смоковницу засохнуть, был уничтожающим, а не искупительным актом со стороны Христа. Поэтому, мы должны найти причину этого странного акта осуждения.
Некоторые говорят, что, мол, это действие было несправедливым, потому что ясно сказано, что "еще не время было собирания смокв". Если так, то спрашивается, почему тогда Господь требовал от нее плода? Разве это справедливо? Если еще не время было собирания смокв, то почему Иисус сказал: "Да не будет же впредь от тебя плода вовек." Возражение, как будто, справедливое. Но если мы вникнем более глубоко в наш текст, то обнаружим совсем другое. Чтобы понять это, кажущееся противоречие, мы должны взять во внимание некоторые данные о смоковнице.
В Палестине собирают три урожая смокв: в июне, в августе и в декабре. Событие, описанное здесь, произошло в апреле месяце, на страстной неделе, поэтому Марк без сомнения прав, написав, что "еще не время было собирания смокв".
Однако же заметьте, что дерево это имело листья, указывающие на то, что оно должно было бы иметь и спелые плоды. В Палестине на смоковнице вначале появляется плод, а потом листья и поэтому, если дерево с листьями, то значит, должны уже быть и плоды. Но, увы, на этой смоковнице не оказалось плодов, хотя и были листья.
Наш Господь имел все основания ожидать плода от дерева, которое имело листья. Заметьте, здесь сказано: "И увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней, но пришед к ней; ничего не нашел, кроме листьев..."
Дорогие мои друзья, это было преждевременное появление листьев, что заставило Христа подойти к смоковнице и посмотреть "не найдет ли чего на ней".
Заметьте, что на этом дереве вовсе не должно было быть листьев. Это была обманчивая ситуация: листья, указывающие на то, что есть плоды. Но после более близкого исследования, дерево оказалось бесплодным. Эта смоковница была деревом, производящим ложный вид. Листья говорили о плодоношении, а на самом деле не было плодов.
Итак, этот акт проклятия бесплодной смоковницы не является простым уничтожением дерева, но показательным уроком для нас. Следует отметить, что здесь также сказано, что Иисус взалкал. Чувство голода у Христа тоже имеет более глубокое значение, чем просто физический голод. Безусловно, был и физический голод, однако он имеет и духовное значение.
Почему взалкал Иисус? Он искал, Он жаждал найти плоды праведности среди Своего народа. Смоковница символизирует Израильский народ. Бог посылал на эту смоковницу всякие благословения; растил ее, ухаживал за ней, питал ее, окапывал и подрезал ее. Все это Он делал, чтобы она приносила плоды, и в конце концов она оказалась бесплодной. Он искал результата - плодов своего труда над ней, и ничего не нашел, ничего!
И вот, видя жалкое состояние дерева, Он, прокляв, уничтожил его. Все, что оно могло произвести — это обманчивый, ложный показ листьев: религиозность, традиции, обряды. Но оно было без плодов: любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры. Без плодов жизни Божией!
Христос проклял смоковницу не за то, что она была бесплодна, так как "еще не время было собирания смокв", и если бы она была без листьев, то Он не искал бы на ней плодов. Но проклял смоковницу потому, что она представляла ложную плодовитость. Это был суд Божий над лицемерием! А лицемерие обречено на осуждение, потому что основано на обмане, на лжи. Шелестящие листья религиозного энтузиазма были проявлены в день Вербного Воскресенья. В то день, войдя в храм, Христос обнаружил, что и там были лишь листья религиозности, без плодов.
Дорогие друзья, давайте зададим себе вопрос: что находит Господь в нашем храме? Имеем ли мы плоды для алчущего Христа?
В результате, на следующий день Христос входит в храм и изгоняет из него торгующих. Вместо молитвы, в храме прежде всего велась оживленная торговля, потому храм перестал исполнять то, для чего он был предназначен.
Очистив храм, Христос проклял смоковницу и оставил город. Теперь отметьте, на следующий день, во вторник, поутру, проходя мимо, ученики увидели, что смоковница, которую Христос проклял, засохла. Иисус же говорит им: "Имейте веру Божию". Тем самым Господь дает пояснение Своему действия. Главной причиной отвержения Израиля стало их неверие. Этим Господь указал, как избегнуть проклятия, иными словами, там, где есть и практикуется вера Божья, там уничтожения не будет.
Войдя в Иерусалим, Христос обнаружил, что в Израиле не было веры, которая производит плод. Внешний вид религии, да! Листья религиозности, но без плодов! И потому бесплодное дерево подлежит истреблению.
Подлинная вера всегда проявляется в молитве, не в заученной молитве, а в пламенной, энергичной, преодолевающей, Богом зачатой молитве. Храм перестал быть домом молитвы, потому что в народе не было этой Божьей веры. А оно всегда так - где нет веры, там нет и подлинной молитвы.
Далее Господь указывает, как сохранить молитвенную жизнь. Он говорит: "И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши." Чтобы сохранить молитвенную жизнь, Христос говорит, что необходимо иметь прощающее сердце. Ничто так не губит молитву и веру, как нежелание простить брату или сестре.
Поверьте, что долго молиться вы не сможете, если не простите брата. Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, говорит Христос, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Общение с Богом невозможно там, где нет прощения!
Но здесь есть еще один важный урок, который Господь хочет преподать нам в связи с верой, молитвой и прощением. Ученики были удивлены молниеносным действием слов Иисуса Христа на смоковницу. "Посмотри, - говорят они, - смоковница, которую Ты проклял, засохла". Она сейчас же засохла! И Иисус сказал им: "Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: "поднимись и ввергнись в море", и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет".
Не подумайте, что Иисус здесь поощряет людей использовать веру для истребления деревьев и удаления гор, хотя, если нужно, то и это подвластно вере, но здесь урок, имеющий гораздо более важное значение. В данном случае, смоковница символизирует Израильский народ, который стал препятствием, вместо того чтобы быть сотрудником в осуществлении Божьего плана.
Вместо того, чтобы содействовать Богу, этот народ намеренно, активно и вполне сознательно противится. Поэтому то Христос и сдвинул эту гору, эту мертвую смоковницу с пути. Это и было показательным уроком веры для учеников: если будут препятствия на вашем пути, даже величиною с гору, которую человеческой силой не сдвинуть, тогда имейте веру Божию. Скажите этой горе: "поднимись и ввергнись в море" и будет так. Мы можем удалять преграды Божьей верой. Сам своею силою ты не сможешь, но верь, что Бог может сделать то, что ты желаешь. Благодарение Господу!
Войдя в храм после проклятия смоковницы, Христос выгнал бичом торговцев со словами: "Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников". И сразу же после этого сказано: "И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их". Матф.21:13,14.
Да, таким будет результат веры. Сперва удаление преград, затем очищение храма и наконец, прозрение, исцеление и пение. Храм вновь становится тем, чем он должен быть — местом поклонения Богу.
Мой дорогой друг, вот что вера сделает и для тебя. Имей веру Божию. "Веруй в Господа Иисуса Христа, спасешься ты и весь дом твой". Христос сказал: "Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" Иоан.5:24.
О, мой друг, желаешь ли ты, чтобы Христос стал Царем и в твоем сердечном храме; желаешь ли ты царя Иисуса со всеми благами Его царства? Если так, тогда ты должен отдать в Его распоряжение свою жизнь. Ты должен предоставить Ему полное право очистить твой храм и привести его в порядок, чтобы он стал местом Божьей славы. Тогда в твоем сердце Христос установит Свое Царство.
Царствует ли Господь в твоем сердце? Учреждено ли Царство Божие внутри тебя? Но ты спрашиваешь, в чем заключается Царствие Божие? Апостол Павел в своих посланиях к Римлянам и к Коринфянам ясно определил царство, которое Христос пришел установить — оно не земное, оно в сердцах людей, имеющих веру Божию, Да, придет время, когда Он восстановит Свое царство на земле, но как Господь сказал ученикам Своим: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти; но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый..." Деян.1:7,8. Он есть Тот, который воздвигнет в тебе царство Христово. "Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" Рим.14:17.
Основа Царства Божия - праведность; его состояние — мир, цель царства Божия — радость; и результат его — сила, сила Духа Святого. Мои возлюбленные братья, сестры и друзья, там, где праведность, мир, радость и сила Духа Святого, там царство Божие.
О, мой друг, познал ли ты Христа? Царствует ли Он в твоем сердце? Восстановлено ли в тебе Божие Царство? Имеешь ли ты Его праведность, мир, Его радость и силу? Сегодня Господь стоит у двери сердца твоего и стучит: "если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, - говорит Господь, - и буду вечерять с ним, и он со Мною" Откр.3:20.