История о заключении Петра и об его освобождении записана в 12-ой главе книги Деяния Апостолов. Начинается она тем, что тиран царь Ирод поднял руку на верующих. «убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» и затем, чтобы угодить иудеям, взял Петра и посадил его в темницу. Он намеревался казнить его на Пасху. История эта кончается тем, что Бог чудесно избавил Петра, послав к нему ангела. И эта захватывающая глава кончается так: «Слово же Божие росло и распространялось» Деян.12:24.
Сегодня я хотел бы подойти к этому месту из Слова Божьего немножко иначе, рассмотреть произошедшее иносказательно, прообразно. В таком случае, скованный в темнице цепями и охраняемый стражами, Петр послужит нам примером человека, еще не обратившегося к Господу, прообразно мы видим в нем бедного, беспомощного, падшего грешника в доме узников греха.
Итак, первое, что мы видим, это то, что Петр заключен, он пленник тирана Ирода, царя века сего, который намерен его погубить. Его ожидает неминуемая казнь. Проще говоря, он уже обречен на погибель. Мой дорогой друг, если ты еще не возложил свою надежду на Иисуса Христа, то ты уже осужден на вечную погибель. Любой грешник, если умрет, отрицая Христа, не только в опасности осуждения, но он уже осужден. В 36-ом стихе 3-ей главы Евангелия от Иоанна сказано: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» Ин.3:36. Точно так же, как гнев Ирода пребывал на Петре, и он ожидал время исполнения решения суда над ним, то есть своей казни, так гнев Божий пребывает на каждом отрицающем Христа и в свое время приговор будет над ним исполнен. Когда? Когда он перейдет границу земной жизни, тогда ничто и никто не сможет его уже отменить.
Но прошу отметить, что пока человек жив, пока еще в нем есть дыхание жизни, то он является узником тирана Ирода. Он пленник диавола. Он связан цепями греха и постоянно находится под его охраной.
Если ты без Христа, мой дорогой друг, и думаешь, что ты свободен и быть может, смотря на верующих, жалеешь их, думая, что они узники, они рабы, то ты сильно ошибаешься. Помните, с каким негодованием иудеи говорили Иисусу, что они никогда никому не были рабами. И что Христос им ответил? – «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» Ин.8:34. Они были связаны узами греха и потому были рабами диавола. В таком положении находится каждый невозрожденный человек.
Апостол Павел напоминает уверовавшим в Ефесе, что некогда, то есть, когда они были без Христа и без надежды, то жили «по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе (сатаны)» Еф.2:2. Ты говоришь: я сам себе хозяин, я никому не подчиняюсь и не собираюсь подчиниться. А тебе и не нужно подчиняться, твоя воля уже принадлежит князю мира сего, духу противления, диаволу и ты его раб. Притом ты никогда не можешь сам себя освободить. Ты заключен в тюрьме этого тирана, духа злобы и прикован его цепями.
Сколько раз ты пытался освободиться от этих цепей дурных привычек? Например, ты говорил: я больше пить не буду, или: эта была моя последняя ложь, или я больше не позволю себе быть раздраженным, буду владеть собой во что бы то ни стало. Ну, скажи, добился ли ты успеха? Ты даже не можешь побороть эту несчастную сигарету, а говоришь, что ты не раб.
Да, сколько бывает разных цепей, которыми связывает диавол человеческую душу. Смотрите, как сатана сторожит своего узника. Он знает какими цепями их пленить, например, цепями греховных наслаждений, цепями любви к миру, похоти очей, плотских страстей или гордости житейской. Его оковы грешник не в состоянии сам порвать. Притом, в этой ужасной тюрьме греха полный мрак. Вы заметили, что в ней нет света, тут всегда ночь. Душа, не пережившая возрождения, находится в полном помрачении. Посмотрите, к чему привел грех Самсона. Какая ужасная картина человека, некогда служившего Богу, исполненного Духа Святого, но позволившего греху сделать его рабом своего противника. Глаза его выколоты, окованный двумя медными цепями, он как зверь молотит в доме узников. Раб в полном мраке, без света, без солнечного луча. Да, как говорит Слово Божье: «…будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ослепления (так в подлиннике) сердца их» Еф.4:18.
Итак, положение Петра с человеческой точки зрения, было абсолютно безнадежным. Точно также безвыходно состояние грешника вне благодати и силы искупительной жертвы Иисуса Христа. Петра не только сторожили воины, он не только был прикован к ним цепями, но между ним и столь желанной свободой были еще железные ворота. Такова безвыходная картина каждого грешника.
Притом, как все думали, это была последняя ночь для Петра на земле. Утром его ожидала казнь. Если он будет избавлен, то только сейчас, или он погибнет навсегда. И вот тут, благодарение Господу, явилась Божья благодать. Человеческое отчаяние оказалось началом его избавления. Бог посылает ангела избавителя, посланника с радостной вестью спасения.
Мы вернемся к нашему узнику. Обращу внимание на событие, неотделимо связанное с происшедшим в темнице. В 5-ом стихе этой 12-ой главы Деяния мы читаем о том, что между тем, когда Петра стерегли в темнице, «церковь прилежно молилась о нем Богу». А в 12-ом стихе сказано, что «многие собрались и молились» о нем. В этом весь секрет, возлюбленные друзья, братья и сестры, в молитве церкви. Как ни странно, но Бог избрал именно этот путь – путем посреднической молитвы освобождать пленных и открывать темницы узникам.
Возлюбленные, читайте историю церкви, и вы обнаружите, что каждое пробуждение начиналось подобной молитвой, мольбой о погибающих душах. Читая историю Петра, заключаешь, что, если бы церковь не молилась, Петр не был бы освобожден. Ангел освободил его из дома узников Ирода по молитвам детей Божьих.
Посмотрите, какое значение придавали молитве первые христиане. С первой и до последней страницы Деяния Апостолов мы видим, что молитва у них была на первом месте. Когда враг поднял на них руку, сказано, что они пришли к своим и единодушно возвысили голос к Богу. Как иначе объяснить, что церковь сохранилась в первые дни своего существования, как не фактом, что они прибегали в молитве к Богу. Молодая церковь была как ягненок среди стаи волков. В таком положении она и сегодня. Я говорю о церкви, гонимой врагом, о церкви, которая истинно служит Господу. Продолжение ее существования зависит от взаимоотношения со своим Богом.
Заметим, сила их заключалась в том, что они молились коллективно. Тут сказано, что «церковь прилежно молилась о нем Богу» и в 12-ом стихе, что «многие собрались и молились» в доме Марии. Это не были две, три души. Как вы думаете, две тысячи молящихся душ имеют больше силы в молитве или единичные души? Конечно, больше. Поэтому, когда церковь проснется от своего сна и единодушно, сообща будет молиться о душах, скованных узами греха, тогда их сердца осенит свет Евангелия и цепи упадут с их рук и железные двери отворятся перед ними и они познают радость спасения.
Возлюбленные, не будем унывать, приложим еще больше усердия, будем еще прилежнее молиться и в Свое время Бог пошлет Своего ангела и многие тюрьмы опустеют, и сотни и тысячи узников греха и порока выйдут на свободу, благодарение Ему вовек! Теперь не время уменьшать молитву, наоборот, мы должны ее значительно умножить.
Каковы же результаты прилежной молитвы молодой церкви? Возвратимся в тюрьму Ироду и посмотрим, что там происходит. Имейте в виду, молящиеся не знали, что делалось в то время, когда они предстояли за Петра пред Богом. Бог не дает нам видеть, что Он делает, пока мы молимся, Он просто велит нам не унывать и продолжать молиться.
Как мы уже прочитали, первое, что произошло в этой темнице – является ангел Господень. Бог посылает Своего служителя, и этот служитель несет с собою радостную весть об избавлении. Бог делает подобное в жизни людей разными путями. У Него целый ряд таких ангелов-вестников. Иногда через свидетельство верующего, другой раз через чтение Библии, пение гимна, через проповеди Божьего Слова.
Заметьте, что как скоро явился ангел Господень, «свет осиял темницу» Деян.12:7. Псалмопевец Давид говорит: «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет» Пс.118:130. Пришел вестник от Бога и с ним свет. Чудный свет Божьей истины, что всякий верующий в Сына Божьего спасется. Благодарение Ему вовек!
Этот свет имеет двоякое действие. Он показывает подлинное состояние человека, что он грешник, что спасти он сам себя не может, и в тоже время этот свет дает надежду, он указывает на Того, да, единого, Который может спасти – на Иисуса Христа.
Еще отметим, что ангел, явившийся со светом, осиявшим темницу, толкнул Петра в бок. Слово «толкнул» то же самое слово, которое в других местах переведено словом «поразить», так в 23-м стихе: «Но вдруг Ангел Господень поразил его (то есть Ирода) … и он… умер» Деян.12:23.
Ангел поразил Петра в бок. Он поразил его там, где находится его сердце. Возлюбленные, перед тем как грешник сможет покаяться, Дух Святой должен обличить его в совершённых грехах. Только когда он так поражен и из глубины своего сердца воскликнет: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?», только тогда сможет он сказать: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом моим» Рим.7:24,25. Почему только Господом Иисусом Христом? А потому, что Он был поражен на кресте за твои и мои грехи. Он принял на Себя должное нам наказание. Христос был осужден за грехи всего мира и потому Он один может спасать приходящих к Нему с верой.
Пораженный в бок Петр пробуждается, и ангел говорит ему: «Встань скорее» Деян.12:7. Пробужденная душа теперь готова к действию. Во-первых, она должна верою встать. Да, до сих пор она спала, она лежала во мраке, скованная цепями греха и теперь Господь говорит: встань. Первый шаг веры! И посмотрите, как только он встает, сказано: «И цепи упали с рук его» Деян.12:7. Что дало ему силу встать? Сказанное слово!
Мой друг, если ты хочешь спастись и избавиться от власти греха, ты должен встать и прийти ко Христу. Тогда цепи упадут с тебя, и ты будешь свободен.
Дальше ангел говорит: «Опояшься и обуйся» Деян.12:8. Нам сказано, чтобы мы препоясали истиной свои чресла, а также чресла ума нашего, это говорит Божье Слово (Еф.6:14, 1Пет.1:13). Это значит, что как дети света мы должны ходить в истине, как подобает каждому Божьему чаду. Дальше – обуйся! Апостол Павел говорит: «и обувши ноги в готовность благовествовать мир» Еф.6:15. Когда грешник получает прощение, и Господь освободил его от власти и рабства греха, в тот самый момент он делается сам благовестником мира. Теперь он может другим узникам сказать, что Иисус Христос силен их спасти.
Еще заметьте, что ему говорит ангел: «Надень одежду твою и иди за мною» Деян.12:8. В какую одежду нам надо облечься? Какая одежда теперь принадлежит нам? Это первородство каждого возрожденного грешника. Это милоть Илии, которую взял Елисей и ударил ею по воде, и расступилась вода туда и сюда. Это обетование Отца, которое обещал Иисус, говоря: «Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» Лк.24:49; «вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями» Деян.1:8. Только будучи исполненными Духа Святого мы можем следовать за Христом. Не нашей силой, но силой свыше. Благодарение Ему!
И когда Петр вместе с ангелом стал выходить из темницы, то железные ворота сами собою отворились им и тут на одной из улиц города ангел его оставляет. И что делает Петр теперь? Он ищет своих верующих, это первое. Он жаждет общения с теми, которые пережили тоже самое, что и он пережил. Он приходит на молитвенное собрание, где за него молились дети Божьи. Вот тут его место, он принадлежит им.
Так и ты мой друг, как скоро ты познал Христа, то, во-первых, примкни к числу Божьих детей. Ты теперь один из них, и начни молиться вместе с ними, чтобы Господь и других узников освободил от власти сатаны.
Я надеюсь, что сегодня Дух Святой тебе показал твое подлинное состояние без Христа. Видел ли ты себя, мой друг, спящим во мраке, скованным цепями греха и порока в тюрьме тирана, который намерен тебя погубить. Желаешь ли ты быть освобожден? Сегодня Дух Святой быть может побудил тебя взглянуть на себя, и показал какой ты грешник. Радуйся, Бог послал тебе ангела избавителя и говорит тебе: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» Еф.5:14.
Дал бы Бог, чтобы сегодняшний день был днем твоего освобождения. «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» Ин.8:36.