Не часто мы читаем в Евангелии о том, что Христос проповедовал или учил при стечении большого количества народа. В основном это происходило в начале земного служения Спасителя. В качестве примера мы можем сослаться на Нагорную проповедь, когда вокруг Иисуса собралось множество народа или когда на берегу Галилейского моря Господь поучал людей притчами. Затем мы читаем о насыщении Господом пятитысячной толпы пятью хлебами и двумя рыбками. Есть и другие случаи, когда вокруг Господа собирались толпы народа.
Об одном таком случае мы читаем в конце 2-ой главы Евангелия от Иоанна. Здесь сказано, что за Ним следовало много людей и видя чудеса, которые Он творил, некоторые даже уверовали во имя Его, но дальше сказано, что Иисус «не вверял Себя им, потому что знал всех, и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке«. Сразу же после этого события, в 3-ей главе Евангелия от Иоанна, мы знакомимся с Никодимом. Никодим был среди той толпы, окружающей Иисуса. Но в отличие от остальных, он пришел к Иисусу для личной беседы. И большая часть 3-ей главы Евангелия от Иоанна посвящена разговору Никодима с Иисусом.
Читая Евангелия, вы обнаружите, что Иисус гораздо чаще встречался с отдельными людьми, чем с большими группами народа. Почти на каждой странице Евангелия мы находим случаи встреч личного характера, когда Господь Иисус имел дело с отдельными душами.
Возьмем в пример 1-ую главу Евангелия от Иоанна. Здесь мы читаем, как Иоанн Креститель заявляет об Иисусе толпе собравшихся, говоря: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира«. От этой толпы отделяются два человека, Андрей и Иоанн, и идут за Иисусом. Этим двум Иисус посвятил весь день. В данный момент Ему было нечего сказать народу, но с Андреем и Иоанном Иисус беседовал целый день.
В этой же 1-ой главе мы читаем о том, как Андрей привел к Иисусу своего брата Симона, и Господь находит время для него. Дальше мы узнаем о призвании Филиппа и его встрече с Иисусом, и в конце главы сказано о личной встрече Господа с Нафанаилом. В результате, все перечисленные: Никодим, Андрей, Иоанн, Симон, Филипп и Нафанаил стали последователями Иисуса. Интересно, что все люди, с которыми Иисус встречался лично, отличались друг от друга, и беседа Иисуса с каждым человеком неповторима. Одному Он говорит: «Должно вам родиться свыше«, другому: «Иди, вера твоя спасла тебя«, третьей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши«, четвертому: «…ныне же будешь со Мною в раю«. В каждой такой беседе, Христос говорил важнейшие истины, которые больше не повторял. Так, например, во время беседы с Никодимом Иисус сказал: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» Ин.3:3. Нигде в Библии эти слова больше не повторяются, и тем не менее, даже если истина провозглашена Господом только единственный раз, это не умаляет ее значения, и она касается каждого из нас.
Помимо всего, из личных встреч мы узнаем многогранность чудесного характера нашего Спасителя. В них мы видим любовь Господа, Его снисхождение к падшему человеку, готовность спасти любого грешника, Его долготерпение. Одним словом, эти примеры встреч Иисуса с людьми даны нам для того, чтобы проиллюстрировать основные истины Евангелия. Ибо один пример лучше сотни слов.
И вот, сегодня я хочу коснуться одного такого примера, упомянутого только евангелистом Лукой, о встрече Иисуса с мытарем Закхеем. Об этой встрече мы читаем в 19-ой главе Евангелия от Луки, я начну с первого стиха: «Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил чрез него. И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом; и забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку. Закхей же став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.» Кстати, здесь мы имеем одно из важнейших высказываний нашего Господа. В нем выражена вся Благая Весть. Эти слова Христа, обращенные к Закхею, говорят нам о цели прихода нашего Господа на землю. Иисус говорит, что Он сошел на эту греховную землю с одной единственной целью: отыскать и спасти то, что было потеряно, что пропадало, и потому было погибшим. Именно для того, чтобы проиллюстрировать эту истину, и запечатлена на страницах Евангелия встреча Иисуса Христа с Закхеем.
Давайте возвратимся к этой истории и отметим кое-какие подробности. В первую очередь, обратите внимание, где произошла эта встреча – в городе Иерихоне. В то время Иерихон был богатым торговым городом. В Иерихоне проживало около ста тысяч человек. Иерихон расположен в очень красивой местности. Из-за большого количества пальм иногда Иерихон называли городом пальм.
Притом, Иерихон стоял на торговом пути и был налоговым центром Римской империи в Палестине, поэтому значительная доля населения города состояла из сборщиков податей или мытарей. И, как ни странно, помимо сборщиков податей, в Иерихоне жили левиты и священники. Возможно, что последние поселились здесь потому, что из Иерихона вела большая дорога в Иерусалим.
И вот в таком месте начинается наше знакомство с мытарем Закхеем. Закхей был не просто сборщиком налогов. Сказано, что он был начальником мытарей. А это значит, что сам он не собирал налоги, этим занимались его подчиненные. Он руководил ими.
Тогдашнюю налоговую организацию можно сравнить с современной мафией, построенной на коррупции и взяточничестве. Римская империя имела своих агентов по сбору податей или налогов, которые должен был платить каждый гражданин. Разумеется, что мытари бывшие по национальности иудеями, были ненавидимы своим народом. Во-первых, их считали предателями, так как они были на службе у римских оккупантов, и, во-вторых, они эксплуатировали своих же соотечественников.
Для них деньги были важнее патриотизма, религии и того, какого мнения о них были люди. Для Закхея деньги, как говорят, не имели запаха, т.е., какими бы грязными путями они не добывались. Самое главное, чтобы было их как можно больше. Рим не интересовался тем, сколько денег мытари выжимали из местного населения для себя. Риму важно было вовремя получить назначенную сумму. На остальное он закрывал глаза.
Закхей, будучи начальником мытарей, был особенно ненавидим жителями Иерихона, даже его подчиненными, которые вынуждено платить ему долю. Не удивительно, что в то время слово «мытарь» равнялось слову «грешник». Они причислялись к той же категории, что воры и другие преступники. Сказано, что Закхей был богатым человеком. Если бы он честно и добросовестно исполнял свой долг, он не был бы богачом. Он жил бы нормальной жизнью, имея средний заработок. В его положении разбогатеть можно было только нечестным путем. Только эксплуатируя других, Закхей мог стать богатым. Вы представляете, какое отвращение питали к нему люди, например, проходя мимо его шикарной виллы. Ведь он построил этот дом на деньги, украденные у меня и у моих друзей! Ах, какой негодяй, обманщик, бандит! И когда Закхей появлялся на улицах Иерихона, какие колючие взгляды его сопровождали.
На этом и закончилась бы история Закхея, вернее, никто не услышал бы о нем, если бы в один прекрасный день не проходил бы по Иерихону Иисус из Назарета. Это случилось всего за неделю до крестной смерти нашего Господа. Иисус шел в направлении Иерусалима зная о том, что там должны были Его пригвоздить ко кресту. Он только что говорил Своим ученикам о предстоящих страданиях: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное чрез пророков о Сыне Человеческом: ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить и убьют Его; и в третий день воскреснет» Ин.18:31-33. И в полном сознании того, что Его ожидает в Иерусалиме, Иисус подходит к Иерихону. У входа в Иерихон Его останавливает слепой, громким голосом взывающий: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.» Народ пытается заставить слепого нищего замолчать. И несмотря на то, что Господь держал путь в Иерусалим, чтобы исполнить предназначенное Ему Отцом искупление рода человеческого, Он нашел время для того, чтобы выслушать слепого нищего, исцелить его и сказать спасительные слова: «Прозри! вера твоя спасла тебя.» И сказано: «И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога» Ин.18:38,42,43.
Перед крестной смертью, Иисус нашел еще несколько заблудших овец. И причем одну Он нашел в самом Иерихоне, то был Закхей, начальник мытарей, человек богатый. Но, увы, это был заблудший, погибший человек, несмотря на все его богатство.
История слепого нищего и история Закхея особо ярко показывают Иисуса как друга отверженных и презираемых, ибо Сын Человеческий пришел, чтобы отыскать и спасти потерянное и заблудшее, а потому и погибшее. Из истории Закхея мы еще больше узнаем о Спасителе, ищущем заблудшее. Это рассказ не о том, как Закхей нашел Иисуса, а о том, как Иисус нашел его.
Услышав, что Иисус должен был проходить через его город, сказано, что Закхей: «…искал видеть Иисуса, кто Он…», и тут может показаться, будто Закхей ищет Спасителя. Вне всякого сомнения, Закхей слышал об Иисусе. По всей вероятности, он был знаком с другим мытарем, Матфеем, и знал о радикальных переменах в его жизни. Эти перемены были связаны как раз с этим Иисусом. Возможно также, что любопытство заставило Закхея выйти на улицу, когда он услышал, что Иисус будет проходить мимо. Да, он хотел посмотреть на Того, о Котором так много толковали по всей стране.
Следует также отметить, что по отношению к Иисусу невозможно занимать нейтральную позицию. Одни люди становятся за Него, другие против. Так всегда было и всегда будет. И вот мы читаем: «…Закхей… искал видеть Иисуса, кто Он…», он хотел посмотреть, кто же из проходящих был Иисус. Ведь выглядел Он как все остальные люди. Внешне Он не отличался от других Иудеев.
Но он оказался в затруднительном положении. Дело в том, что он был маленького роста. Поэтому, забежав вперед на ту улицу, по которой должен был проходить Иисус, Закхей влез на смоковницу. В отличие от слепого нищего Закхей не обращался к Иисусу. Он не был слепым, не был больным, не был нищим. У него все было. И все-таки, чего-то недоставало. Он сам не знал, чего именно. Он был богат, но за деньги ведь счастья не купишь. Что-то влекло Закхея к Иисусу. Его как магнитом тянуло увидеть Иисуса. Ничто не могло его остановить. Толпа? Но сколько оскорблений и насмешек от нее он слышал в свой адрес? Какая-то невидимая сила влекла Закхея и он, не считаясь ни с препятствиями, ни с унижениями искал видеть Иисуса. Он взобрался на смоковницу. Представьте себе, начальник мытарей сидит на верхушке дерева и смотрит, пытаясь разглядеть в толпе Иисуса.
Но Закхей не успел как следует всмотреться, ища Иисуса, как вдруг услышал свое имя. Сам Господь Иисус заговорил с ним. Сказано: «Иисус, когда пришел на это место, взглянув увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме«.
Можете себе представить удивление Закхея, услышавшего эти слова. Может быть впервые, с тех пор как он оставил родительский дом, его имя произносилось с такой лаской и любовью. «Откуда Он меня знает?!» Имя «Закхей» означает «непорочный, чистый». Возможно, родители Закхея мечтали, что именно таким будет их сын. Но, увы, грех все испортил и погубил Закхея. А из уст Того, Которого он хотел видеть, Закхей слышит свое имя. «Чистый! Непорочный!» Да, Иисус обратился лично к нему. Там не было двух Закхеев. Был только один, и к нему, сидящему на ветке, говорил Христос. Таким же образом, лично, Иисус Христос обращается к каждому из нас. Призыв Христа не общий, а личный. «…если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» Отк.3:20. И дальше, что еще сказал Христос Закхею? «Сойди скорее!» В подлиннике написано: «Скорее сойди!» Сперва: «Скорее!», а потом: «Сойди, торопись, не мешкай! Времени нет, иди к Иисусу!» Видишь, мой друг, ты никогда не найдешь более подходящего момента, чем сейчас. Даже, если ты будешь откладывать свое решение в тысячный раз, грехи твои не станут меньше, и милость Божия не будет большей. Она и так неизмерима, как она безмерна сейчас.
Допустим, человек желая пересечь, скажем, Днепр, сядет на берегу реки в ожидании, пока вся вода утечет, тогда он и сможет перейти на другой берег. Ты смеешься, но ведь это касается тебя если ты откладываешь день своего спасения, это такое же безумие. Что говорит Слово Божие? «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» 2Кор.6:2. Какое время показывают твои часы? Сейчас! Биение сердца говорит: «Сделай это сейчас!» Все говорит: «Сейчас!» Не откладывай! Приди сейчас к Иисусу, завтра может быть поздно! Если бы мы могли услышать вопль из ада, то услышали бы: «Скорее покайтесь, мы здесь, потому что откладывали наше покаяние, момент решения, когда Господь нас звал!»
Скорее! Время не ждет! Приди к Иисусу! Задумывались ли вы над тем, что для мытаря Закхея не было другого времени – или теперь или никогда! Больше Иисус не пройдет по улицам Иерихона. Для Закхея это была единственная и последняя возможность. И если бы он не поспешил, то потерял бы возможность спасения раз и навсегда.
Сегодня положение вещей не изменилось. Возможно, здесь есть те, для кого никогда больше не прозвучит призыв придти к Иисусу. Один Бог знает это, то, что Он зовет тебя сегодня означает, что нет никаких гарантий на завтра. Когда одного проповедника спросили, когда лучше покаяться, он ответил: «Покайтесь в последний день своей жизни.» «Но мы не знаем, когда настанет наш последний день.» На это проповедник ответил: «Тогда покайтесь сегодня, сейчас!»
Поэтому, сегодня я обращаюсь к вам: покайтесь сейчас. Возможно, что вы никогда больше не услышите призыва придти к Иисусу. Быть может, что никогда больше Иисус не будет проходить через ваш Иерихон. Заметьте, что Иисус проявляет инициативу в спасении человеческой души. Он первый находит Закхея. Он пришел отыскать и спасти заблудшее. И отыскав Закхея, Иисус говорит ему: спустись! Да, спустись! Ты должен спуститься со своего дерева и пойти встречать Иисуса. Сколько людей продолжают сидеть на своих ветках, ожидая чего-то, а чего – они и сами не знают. Один ожидает какого-то особого откровения, другой хочет услышать голос с неба, третий – пророческое слово, четвертый говорит: я не чувствую, что я на самом деле грешник, а кто-то говорит: я слишком большой грешник! Эти возражения не от Бога, а от лукавого. Он всеми способами пытается удержать тебя, и стремится отложить этот важный шаг на неопределенное будущее. Ты же спустись со своей ветки!
А что дальше говорит Христос Закхею? «…ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме«. Вы слышите! Кто это напрашивается на приглашение в дом грешника, обманщика, мытаря?! Сегодня Я должен быть у тебя в доме! А ведь это Сам Бог, Сущий от начала, воплотившийся в человеческое тело для того, чтобы спасти погибшее человечество! Да, это Царь Царей и Господь господствующих. Он говорит: Саша, Вера, Оля, Игорь, сегодня Мне должно быть у тебя в доме! Обратите внимание, Он не врывается в дом Закхея. Он никогда этого не сделает. Это единственное «должно» Господа, которое ты, человек, можешь изменить. Если бы Закхей не спустился с дерева, а так и остался сидеть на своей ветке, то Христово желание не исполнилось бы. Да, Бог берет инициативу нашего спасения на Себя, но ты должен откликнуться. Решение остается за тобой.
И что же предлагает Иисус Закхею? Самое замечательное из всего, что можно представить! Он предлагает Закхею Самого Себя. Господь говорит: «…сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.» Мой друг, Он предлагает Себя и тебе, а если это так, то ты имеешь все. Имея Иисуса, ты, воистину, имеешь все! Он – твое спасение, Он – твое оправдание, Он – твоя радость, Он – твоя жизнь вечная. Тот, кто имеет Иисуса, имеет всю полноту божества. Слава и благодарение нашему дивному Спасителю!
Как разумно поступил Закхей. Без возражений, без вопросов, он сделал шаг, вернее, прыжок веры, так как ему пришлось спрыгнуть с дерева, и в тот самый момент он был спасен, где-то в промежутке между веткой и землей. Написано: «И он поспешно сошел и принял Его с радостью«.
Мой друг, и ты поступи так. Может быть, ты не первый раз слышишь Благую Весть и призыв к покаянию, но продолжаешь говорить: я почти убежден, но кое-чего я все же не понимаю. Но кто тебе сказал, что спасение зависит от нашего понимания? Так, милый мой, ты всего никогда не поймешь. Как может человек своим ограниченным умом понять, что любовь побудила Бога Отца послать с неба Сына Своего, чтобы спасти нас – окаянных грешников?! Мой друг, для человеческого ума это непостижимо. Тебе нужно одно: верить. А вера – это ничто иное, это действие. Это прыжок с твоей смоковницы прямо в объятия ожидающего тебя Спасителя. Закхей сделал это с радостью, и ты можешь это сделать.
Так или иначе своим умом ты не постигнешь Божью любовь. А кто думал, что понимал – роптал! Послушайте, что тут сказано: «И все, видя то, начали роптать«. Закхей радовался, а толпа роптала. О чем же роптала толпа? О том, что радовало Закхея. Причина его радости огорчила остальных. Видя, что Иисус зашел в дом Закхея, толпа судачит: «Он зашел к грешному человеку«. Они уверены, что так не должно быть! Так думает человек. Вы представляете?! Христос зашел к грешному человеку! Есть ли что чудеснее, чем то, чтобы Иисус вошел в дом пьяницы, в дом вора, в дом прелюбодея, картежника, хулителя и убийцы? А что, если бы Христос входил только в дома праведников, в дома добрых людей и образцовых граждан, что тогда было бы?
Но, возлюбленные, эти ропотники скрежеща зубами изрекли основную Евангельскую истину: Он вошел в дом грешного человека! Да, Иисус входит в дома грешников, и даже в сердцах самых окаянных творит Свою обитель. Разве это не чудно? А если бы это было не так, то, где бы я был сегодня, где бы ты был сегодня?! Слава и благодарение нашему чудному Спасителю за неизреченную и неизмеримую Его любовь! Как не славить Его, как Его не благодарить, дорогие мои?!
И, наконец, заметьте, какую перемену производит Иисус, когда Он входит в дом грешника. Сказано, что после встречи с Иисусом, Закхей встал и сказал во всеуслышание ропщущей толпы: «Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо«. Полная перемена! И это результат спасения, результат встречи с Иисусом. Раньше Закхей выжимал из людей, грабил их, обкрадывал, а теперь он дает. Такие перемены производит благодать. Благодать в корне меняет человека. Вор и грабитель становится щедрым человеком, пьяница становится трезвым и полезным гражданином, обидчик превращается в радушного человека. И только Иисус может произвести эти перемены в сердцах. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.«
Люди говорят, что религия – это своеобразный наркотик. Я согласен с этим, когда речь идет именно о религии. Но Иисус Христос – не религия, Он личность. Он Единственный может дать человеку новую жизнь. Он сказал: «Я есмь жизнь«. Он никогда не говорил: Я – новая религия! Он никогда не призывал людей к религии, Он зовет их к Себе. «Приидите ко Мне… и Я успокою вас«. Только Иисус может сделать это.
И вот, может быть сегодня ты слушаешь эти слова из любопытства. Друг, позволь мне сказать, ты можешь думать, что хочешь, но помимо твоего любопытства есть и другая причина. Дух Святой коснулся твоего сердца и как магнит потянул тебя сюда, точно так как Он коснулся сердца Закхея. Ты должен был послушать Слово Божие, иначе быть не могло. И это для того, чтобы ты мог услышать слова ищущего тебя Спасителя: «…сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.» Это говорит тебе Иисус. Откликнись сейчас, решись на этот прыжок веры. Ты попадешь в объятия Христа и никогда не пожалеешь об этом. Не откладывай на завтра принятие самого важного решения. Скорее сойди, ибо тебя зовет Сам Христос. Что может быть радостнее слов сказанных ропотниками: «Он зашел к грешному человеку.» Он ожидает личной встречи с тобой.