«Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения…» (2 Пет. 2:9)
Тема сегодняшнего журнала довольно размыта для современного человека, потому что сегодня определяющее значение в поступках отводится собственным желаниям, кажущимся естественными, а потому и верными. Но из-за этого тема искушения не является менее актуальной. Как-то на глаза попалось следующее изречение: «С годами начинаешь называть искушением то, что прежде счел бы просто удачным случаем». Человек взрослеет, и то, что вчера рисовалось в одних тонах, с годами подвергается ревизии и приносит привкус разочарования.
Об искушении читаем в словаре, что это желание чего-то запретного, недозволенного, соблазн. Уже в самом определении заложен нежелательный, опасный смысл. Поэтому естественно и желание избежать его. Но, знакомясь с жизнью современников и историями ранее живших людей, обнаруживаешь, что от искушений никто не застрахован. Невольно задаешься вопросом: а возможно ли их избежать? Например, путем аскетизма, поиском умиротворения, достижением святости? На страницах Библии мы видим, что искушение проникло в совершенный Эдем и испытало первых людей, искушаем был Сын Божий при выходе на служение, престарелый благочестивый Авраам подвергся искушению самым дорогим, что имел, не избежали искушения зрелый царь Давид на кровле своего дворца и молодой Иосиф в доме своего господина. Мудрый Соломон просил Бога: «…нищеты и богатства не давай мне … дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Пр. 30:8-9), понимая, что обе крайности достатка усиливают искушение. Поэтому наличие или отсутствие земных благ тоже не спасает.
Думаю, нам стоит направить свои размышления в сторону понимания того, для чего любящий Бог допускает в жизни человека искушения. Какую функцию они несут в формировании нашей личности? Что мы делаем, когда искушение врывается в нашу жизнь? Хорошим библейским примером в этом является многострадальный Иов, о котором пишет Иаков: «…Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11). Поведение Иова в искушениях для многих поколений верующих стало предметом размышления, подражания и ободрения. Вот что пишет о страданиях Иова святитель Иоанн Златоуст: «Если бы дьявол не обнажил Иова, мы не узнали бы доблести победителя; если бы не поразил тела его язвами, то изнутри не просияли бы лучи; если бы не посадил его на гноище, мы не узнали бы его богатства. Не столь блистателен царь, сидящий на престоле, сколь славен и блистателен был Иов, сидящий на гноище: после царского престола смерть, а после этого гноища царство небесное».
Важно помнить, что искушение — это школа, в которой переплавляется наше сердце и где открывается Божья любовь. Благословения вам!
Александр Захаров