«Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1)
А как порой хочется восстановить справедливость, наказать обидчика, воздать по заслугам тому, кто тебя огорчил или причинил боль… Но у человеческого суда есть серьезный изъян: необъективность и предвзятость. Нас нередко захлестывают эмоции, обиды застилают глаза, а обостренное чувство собственного достоинства и свое видение справедливости лишает нашего оппонента надежды на беспристрастность…
История человечества полна примеров скороспелых и предвзятых судебных решений: так называемые «суды Линча» — когда вердикт выносила разгоряченная толпа; «тройки» НКВД — когда выполнялся спущенный сверху план по приговорам; военно-полевые суды — когда «по закону военного времени» решения принимались быстро и без «лишних формальностей».
За многие годы существования государственного строя человечество не раз пыталось усовершенствовать судебную систему. Кроме обвинителей-прокуроров в судах появились защитники-адвокаты. Во избежание судебных ошибок стали привлекаться присяжные — далекие от юридической практики люди разных профессий и с разным социальным статусом… И все-таки суд человеческий так и не стал совершенным…
Впрочем, один из принципов современной судебной практики применим и полезен в повседневной жизни каждого человека: «презумпция невиновности», то есть до вынесения приговора подсудимого нельзя считать преступником.
В отличие от государства, которое не может обойтись без судебной системы, каждый из нас лично для себя может и должен воспринимать фразу «не судите» как прямое повеление и руководство к действию. У слова «судить» два основных значения: «размышлять», «оценивать» и «приговаривать», «выносить вердикт». И если второе значение четко подпадает под евангельский запрет, то с первым значением все не так однозначно.
Никто не в праве запретить нам анализировать жизненные ситуации, размышлять о причинах и следствиях происходящих событий, даже оценивать поведение тех или иных людей. Но главное здесь то, каковы наши мотивы и для чего мы это делаем. Если нами движет желание обвинить, осудить и даже наказать провинившихся — это разрушительный путь, против чего однозначно выступает Евангелие. Если же мы хотим разобраться, чтобы помочь, поддержать слабого и обиженного, то наше суждение может быть позитивным и созидательным. Кстати, в любом случае надо помнить о несовершенстве наших оценок и стараться воздерживаться от навешивания ярлыков и вынесения вердиктов, даже если наши намерения самые добрые.
Еще важно обратить внимание на то, что во фразе «не судите, да не судимы будете» заложен так называемый принцип бумеранга. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31), а это значит, что все к нам вернется — и доброе, и худое.
В заключение нельзя не обратить внимание на слова апостола Павла: «Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2:15). Правом судить наделяется человек духовный, находящийся в близких отношениях с Богом, причем сам он должен быть безупречным, а потому неподсудным для человеческого суда. Но таких, увы, единицы… Поэтому лучше воздерживаться от суда, осознавая, что Бог все видит и знает, Он Судья совершенный!
«Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим. 2:1).
Денис Гостев