«А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие» (1 Кор. 1:23)
Сегодня крест является общепринятым символом христианства, дающим надежу каждому, кто обращается к Иисусу Христу за спасением. Но если задуматься, то возникает вопрос: как инструмент для проведения самой жестокой казни стал символом любви и надежды? В дохристианской истории крест всегда олицетворял ужас, отвращение, бесчестие и беспросветное отчаяние. Распятие было тщательно разработанной, доведенной римлянами до совершенства технологией попрания всякого достоинства и всякой надежды.
Сначала человека долго и планомерно избивали, чтобы на кресте был не гордый герой, но окровавленное тело. Затем на разодранной бичами спине заставляли нести к месту казни неотесанную перекладину того самого креста, на котором его должны были распять. Во время казни приговоренному пригвождали руки и ноги таким образом, чтобы гвозди проходили через разветвления нервов: в этом римляне были профи. И теперь до самого момента смерти человек испытывал невыносимую боль оттого, что для каждого вдоха он должен был приподниматься на пробитых конечностях. И такие неимоверные страдания человек мог испытывать много часов, мечтая о смерти, призывая ее.
Казни в то время обязательно были публичными, и крест вызывал ужас не только у приговоренного, но и у каждого, кто наблюдал за распятием добровольно, а иногда и принудительно. Показательная жестокость демонстрировалась публике, чтобы «неповадно было»… Каждый с ужасом потенциально представлял себя на кресте, от чего картина становилась еще более зловещей.
Именно такую лютую казнь пришлось перенести Сыну Божьему Иисусу Христу на горе Голгофе. Вот как псалмопевец Давид пророчески описывает состояние распятого Спасителя: «Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс. 21:16-19).
Но на третий день распятый Христос воскрес, победив смерть и грех, даруя человечеству надежду на вечное спасение. Спасение, которое увидел во Христе один из разбойников и возопил с соседнего креста: «И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:41-43).
Христос взял на Себя наше наказание, взошел на крест, приготовленный для нас, грешников, и крест перестал быть орудием казни, но стал символом надежды, любви и спасения для уверовавших в Него. Обещание, данное разбойнику, теперь актуально для каждого верующего.
Апостол Павел говорит: «А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5). Бог есть любовь! Он проявил Свою любовь к нам, послал Сына Своего на крест ради нашего спасения! Своей любовью Он наполняет наши сердца, даруя вечную надежду!
Денис Гостев