«…Слава Твоя простирается превыше небес!» (Пс. 8:2)
Многие люди стремятся к славе. Кто-то требует триумфа и лавровых венцов здесь и сейчас, а кто-то тайно лелеет мечту о почете и добром воздаянии за свои «великие заслуги» в будущем. Но достойны ли мы славы, обосновано ли наше столь страстное стремление к почестям?
С самого детства нас учат быть достойными. Нам говорят: «Если ты будешь хорошо учиться и вести себя примерно, то будешь достоин родителей или героев, чьи подвиги на слуху у каждого…» Мы вырастаем, сталкиваемся с реальной жизнью и осознаем, что все в этом мире не так однозначно, как это казалось в детстве, и быть действительно достойным ох как непросто…
Человеку, живущему в несовершенном мире, свойственно присваивать себе то, на что он не имеет права, чего он не заслужил. Он пытается возвыситься, поднять свой статус в глазах окружающих, не имея для этого веских оснований. Слово «тщеславие» (тщетная, безосновательная слава) очень метко характеризует подобных людей. Но есть среди нас люди по-настоящему достойные, ведущие благочестивую жизнь, являющиеся примером для молодого поколения. А есть и те, кто совершает подвиги, чьи заслуги являются примером доблести и самопожертвования, но чаще всего такие люди скромны, сдержанны и не пытаются возвести себя на пьедестал.
Впрочем, есть и те, кто кичится своей благодетельностью, выставляя напоказ добрые дела, ожидая бурных аплодисментов или хотя бы тихого шепота восхищения. О таких людях Христос говорил в Нагорной проповеди, называя их лицемерами: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Мф. 6:2).
Земная слава изменчива и несовершенна, нередко под ее лучи попадают недостойные, а еще она преходящая и тленная… Но главное то, что, вкусив ее, человек может лишиться большего — прекрасного Божьего воздаяния, небесной награды.
Слава небесная — это то, к чему надо стремиться, что совершенно и что лишено лукавства. В то же время славы удостоятся только те, кто действительно ее заслужил. Для кого-то этот тезис может показаться ушатом холодной воды: ведь чего может удостоиться в небесах несовершенный, грешный человек?
Но здесь есть хорошие новости: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Итак, во Христе стирается то, что делало нас недостойными, что лишало нас доступа в небеса. Голгофская жертва нейтрализует действие греха, и слава Спасителя становится и нашей славой.
А как Сам Бог относится к славе? Когда мы читаем Священное Писание, то видим, что и Бог благожелательно принимает славу из уст псалмопевца: «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!» (Пс. 8:2).
Желание Господа заключается в том, чтобы, оценив величие творения, человек поблагодарил Его и прославил Всевышнего, искренне разделяя ту радость, которую Сам Господь испытывал в каждый день творения, произнося слово «хорошо»! Ведь человек сотворен для славы Божьей, ведь он является венцом этого творения, а потому, очистившись от греха через жертву Христа, мы сами становимся достойными. Теперь нам открыты небеса, нас ожидает вечная награда, и мы получаем привилегию славить Бога-Творца и Спасителя!
Денис Гостев