Бог на страницах Священного Писания увековечил не только заявления о Своей любви к грешному человечеству, но также примеры людей, в которых проявилась Его спасительная благодать. Особо яркой является история Израильского царя Манассии, в которой виден контраст проявления греха и Божьей благодати. Из всех царей древнего Израиля Манассия наиболее отличился пагубной жизнью, исполненной зла. Поэтому в обращении к Богу этого злодея, убийцы, идолопоклонника сильнее заметна любовь и милость Божия.
Историю Манассии мы находим в Ветхом Завете во второй книге Паралипоменон. Манассия был сыном царя Езекии. Об его отце сказано: «И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Давид, отец его» 2Пар.29:2. В течение двенадцати лет Манассия воспитывался в доме, где чтили Бога и где его родители жили примерной жизнью. Он не раз слышал от них о чудных делах Божьих, как Бог избавил народ Свой от врагов в ответ на молитву богобоязненного царя Езекии, отца Манассии. Мальчик слышал и о том, как Бог исцелил его отца от смертельной болезни и прибавил к его жизни еще пятнадцать лет. Спустя три года, у Езекии родился сын Манассия, а после смерти отца, Манассия вступил на престол, когда ему было всего 12 лет.
Все эти чудные дела Божии были известны ему лично, но почему-то не имели положительного влияния на молодого Манассию. Наоборот, о нем сказаны эти печальные слова: «Много делал он неугодного в очах Господа, к прогневлению Его» 2Пар.33:6. Свое царствование Манассия начал с того, что восстановил разрушенные его отцом места для идолов, поставил жертвенники Ваалам, поклонялся и служил чуждым богам.
Но это было только началом его злодеяний. Отвергнув Бога, он поставил идола в дом Божий, и этим осквернил святыню. При этом ему было недостаточно самому поклоняться чужим богам, он ввел весь народ Израиля в святотатство. Да, Манассия и народ зашли так далеко, что поступали хуже окружающих их языческих народов.
Далее мы читаем о том, что он проводил сыновей своих чрез огонь, и гадал, и ворожил, и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов. Что было ужаснейшими грехами. Позднее, когда Манассия к концу своей жизни покаялся, его сын Амон, которого он провел чрез огонь, не последовал примеру отца, и не смирился пред Богом, а продолжал делать неугодное в очах Господних. В этом видно, как быстро дети подражают плохим поступкам своих родителей, и как медленны для них хорошие примеры. Какая огромная ответственность лежит на каждом отце и матери! Родители пренебрегая их духовной жизнью посвящают своих детей диаволу тем, что, не молятся с ними, не говорят им о спасении их бессмертных душ. Слово Божие говорит: «Наставь юношу при начале пути его...» Пр.22:6. И горе тому, кто даст повод к соблазну, «тому лучше было бы, - говорит Христос, - если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» Мф.18:6.
Из Писания видно, что Манассия был убийцей. Его не удовлетворяли одна или две жертвы, нет, он наполнил кровью Иерусалим от края до края. Он преследовал и предавал гонению людей, стоящих за правду и святость. Сказано, что он пролил «невинную кровь». Некоторые историки полагают, что именно по его приказу был зверски убит пророк Исаия, Божий слуга, который был духовным наставником отца Манассия, царя Езекии. Он приказал распилить пророка деревянной пилой. Вот такой адский дух владел Манассией. Если когда-либо был человек, в котором было собрано столько всякого рода зла, то Манассия был именно таким человеком.
И тем не менее, этот грешник из грешников был помилован Богом. Вы спрашиваете: разве такое возможно? Отвечу словами Христа: «Невозможное человекам возможно Богу» Лк.18:27. Как всегда делает Бог, Он сперва послал Свое слово, чтобы вразумить грешника и поставить его на путь правды. Казалось бы, что Бог вообще не должен посылать Свое слово такому злодею? Но кто может измерить любовь и долготерпение Божие!?
Дальше мы читаем: «И говорил Господь к Манассии и к народу его...» 2Пар.33:10. Через слуг Своих и пророков, Бог предупредил Манассию о том, что наведет такое зло на всю страну, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах. Но это предупреждение от Самого Бога не подействовало. Манассия не только не принял слово Господне, но он пролил кровь этих благовестников Божьих. Ну, теперь можно подумать, что долготерпенью Божию придет конец. Но оказалось, что нет! Преизбыток Божьей благодати еще не исчерпан. Бог употребил еще один метод, который часто достигает грешника – крах всего, сказано: «И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского; и заковали они Манассию в кандалы, и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон». Из клинописей мы узнаем, что ассирийцы прокалывали пленникам нижнюю губу и надев кольцо, заковывали их в кандалы. Так пленники должны были пройти на параде победителей. Так привели и Манассию в Вавилон, и наконец этот мучительный путь возымел действие. «И в тесноте своей он стал умолять лице Господа, Бога своего, и глубоко смирился пред Богом отцов своих» 2Пар.33:11, 12.
Сколько из нас могут засвидетельствовать вместе с псалмопевцем Давидом, что только тогда, когда «объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня. В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его» Пс.17:5-7. И «благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» Пс.118:71.
Мой друг, может быть и тебя объяли муки смертные? Или ты оказался в таких стесненных обстоятельствах, что не видишь никакого выхода? Ты пренебрег голосом изобилия, и потому Бог должен говорить с тобой голосом бедствий, скорби и тяжелых испытаний. Да, испытания могут еще больше ожесточить твое сердце или же как Манассия ты можешь смириться под тяжелой рукой, посылающей бедствия, и стать помилованным и оправданным. Дорогой друг, скорбь и испытания - это голос Божий, зовущий тебя. Этими переживаниями Господь стучит в твое сердце и ждет твоего ответного отзыва. Он готов спасти тебя, когда ты возопишь из глубины твоих невзгод. «Призови Меня в день скорби; - говорит Господь, - Я избавлю тебя...» Пс.49:15.
Манассия глубоко опустился в пучину греха, но он и глубоко смирился пред Богом отцов своих. Бог услышал голос этого жалкого грешника, сидящего в тюремном заключении окованным цепями и с надетым на губу кольцом. Он бил себя в грудь и взывал к Богу, просил у Него милости.
Как велика милость Божия и как безгранична любовь Его! Кто может постичь ее?! Теперь посмотрите, что Бог совершил с Манассией: «...и Бог преклонился к нему, и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его» 2Пар.33:13. Но разве не следовало покарать такого великого преступника? Хорошо. Предположим он покаялся, но ведь он заслужил наказание? Так решили бы мы, не правда ли? Но Бог поступает иначе. Он милостиво поступает с грешником, который приходит к Нему за прощением. Бог прощает, Он восстанавливает и причисляет к числу искупленных детей Своих. Вот такого Бога мы имеем! Примени это качество Бога к себе. Он щедр в Своей любви к каждому кающемуся грешнику. Слава Ему вовек!