Апостол Павел во 2-ом послании к Тимофею указывает на один очень важный факт, касающийся церкви. Имея в виду видимую церковь здесь, на земле, Павел говорит, что в церкви можно видеть людей возрожденных и невозрожденных. Как это печально, но этот факт имеет место: в церкви есть примесь. Здесь, на земле, нам не найти совершенной церкви. В данном случае я не говорю о Вселенской, невидимой церкви, о теле Христовом, как названа эта церковь в Библии. Конечно, к этой невидимой церкви, к телу Христову, принадлежат и живущие на земле, пережившие рождение свыше. Их по имени знает один Господь.
Но в церкви, которую мы видим, независимо от того, какое название она носит, есть два рода людей. Апостол Павел пишет: «А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низшем употреблении» 2Тим.2:20.
К сосудам в почетном употреблении он относит золотые и серебряные сосуды, а к сосудам в низшем употреблении он относит деревянные и глиняные. Нас же интересуют в данном разборе сосуды золотые и серебряные – это возрожденные члены церкви, которых апостол Павел тоже подразделяет на два вида: одни – золотые, другие – серебряные.
Разумеется, что золотой сосуд ценнее, и употребляется он в более почетных случаях и в более высоких целях. Как бы хотелось быть этими золотыми сосудами, не так ли. Сказано, что царь Соломон пользовался только золотыми сосудами. Однако, быть золотым сосудом в доме Божьем не значит, что тебе какое-то особое предпочтение, что ты особо избранный и святой. Нет. Каждое чадо Божье может быть этим золотым сосудом, мы к этому призваны. Но Бог употребляет и серебряные сосуды. И не зазорно стремиться быть лучше, не довольствуясь тем, что мы имеем. Давайте стремиться быть золотыми сосудами.
Дал бы нам Господь такое же желание, какое имел апостол Павел: «…забывая заднее и простираюсь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» Фил.3:13,14. Его не удовлетворяло быть только серебряным сосудом в доме Божьем, он постоянно стремился быть сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. И никто из нас не сомневается, что он действительно стал золотым сосудом в руках Господа.
Дорогие друзья, поставим и мы перед собою эту высшую цель – быть сосудами золотыми. Что же необходимо для достижения этой высшей цели? Прежде всего, вручить себя в руки нашего небесного Плавильщика. Только тогда Он сможет начать Свое святое дело в нас: Он начнет переплавлять нас как золото и как серебро, очищать нас от всякой примеси, чтобы мы приносили жертву Ему в правде, как говорит Божье Слово (Мал.3:3).
И вот в основу нашей беседы я хочу взять в пример одного человека, во многих отношениях необыкновенного, но в то же время во всем подобного нам. Это ветхозаветный пророк Илия. Интересно отметить, что ни одно имя из пророков не упоминается в Новом Завете так часто, как имя Илии. Апостол Иаков говорит о нем: «Илия был человеком, подобный нам...» Иак.5:17. И вот этот человек, подобный нам, оказался золотым сосудом, благопотребным Богу!
Если мы проследим всю историю Илии, записанную в 3-ей книге Царств, начиная с 17-ой главы, то увидим, как проходила переплавка этого человека, как Бог готовил этот сосуд для Своей славы. А то, что Илия стал действительно золотым сосудом, ни у кого нет никаких сомнений. Я убежден, что пример Илии может быть полезен для каждого и послужит «для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» 2Тим.3:16.
Возлюбленные, Бог именно сейчас особо нуждается в таких золотых сосудах, которые Он мог бы использовать, как Ему угодно в Своих планах. Само последнее время перед пришествием нашего Господа Иисуса Христа, в которое мы живем с вами, требует людей, подобных Илие: преданных делу Божьему, самоотверженных, верных Ему до конца, способных бесстрашно и смело нести живое Господне слово.
Посмотрите, насколько наше время похоже на тот период в истории Израиля, когда Бог воздвиг Илию. Бог и сегодня ищет, подобных ему, Он ищет человека, который бы встал в проломе за свою землю и живущих на ней. Как-то Господь сказал: «Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал предо Мною в проломе за сию землю, чтоб Я не погубил ее, но не нашел» Иез.22:30. Какие печальные слова! Бог не нашел человека, которому мог бы поручить Свое слово спасения для Своего народа. Неужели и сегодня Он должен сказать: «Искал... и не нашел»?
О, какая отрада, что во дни царя Ахава, в одно из самых мрачных времен истории Израильского народа, когда жена царя, Иезавель, поклонница Ваала, умертвила всех пророков Божьих, Бог нашел этого человека – Своего верного пророка! В Галааде, не в столице, не во дворце царя Ахава, а в Галаадской пустыне, Бог нашел человека, стоящего на коленях, Илию!
История Илии начинается спустя каких-то 80 лет после торжественного события в Божьем народе, когда царь Соломон вознес молитву посвящения храма, построенного им в Иерусалиме. Можно сказать, что тот момент стал пиком богопочитания во всей истории Израильского народа. После царствования царя Соломона, сына Давида, Израильское царство раскололось и произошел закат золотого века Божьего народа. Образовалось два независимых царства: южное, Иудейское, со столицей в Иерусалиме, в котором воцарился Ровоам, сын Соломона; и северное, Израильское, в котором царем стал Иеровоам. После происшедшего раскола началось духовное разложение, идолопоклонство, и служение чужим богам в народе северного царства. Чему потакали её цари, всячески препятствующие своему народу ходить на поклонение в Иерусалимский храм.
Седьмым Израильским царем стал Ахав, о нем мы читаем: «И делал Ахав... неугодное пред очами Господа более всех, бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова, – он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала, царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему» 3Цар.16:30,31. Вместе с Ахавом уклонился в это зло и весь народ. Все, за исключением семи тысяч, которые не преклонили колени пред Ваалом, пошли блудодействовать за идолами Ваала. Иезавель же умертвила всех пророков, за исключением тех ста, которых Авдию, начальствующему при дворе Ахава, удалось спрятать.
Однако ни один из тех семи тысяч, и ни один из ста пророков, которые скрывались, ни сам Авдий не дерзнули возвысить свой голос в защиту правды. А Иезавель, проводя свою безбожную пропаганду, все больше вводила народ в заблуждение и грех любодейства с идолами Ваала. Все жертвенники Господни были превращены в жертвенники Ваала. Духовная жизнь Израиля померкла. Произошло полное затмение. Светильник в Израиле погас, не осталось ни одного огонька, не слышно было ни одного голоса в защиту истины, духовная смерть воцарилась от Дана до Вирсавии, и всем казалось, что сатана одержал победу.
На этом бы закончилась печальная история народа, некогда Божьего. Но именно в такое смутное время Бог нашел человека, который стал посредником между народом и Богом. Именно к этому ключевому моменту Бог приготовил благоугодный Ему золотой сосуд!
Прочтем начало 17-ой главы: «И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» 3Цар.17:1. Какими знаменательными словами начинается этот новый, чудный абзац истории Божьего народа. Вникнем в каждое слово, начиная с союза «и». Эта буква «и» начинает поворотный этап в затянувшейся трагедии Израильского народа. Те, которые смирились с тем, что восторжествовал Ваал (а оно так и было в действительности), упустили из виду самый важный факт – что жив Господь. Он не умер. Рано или поздно, отвергающий Бога должен будет предстать пред Ним. И никто не избежит этой встречи.
Обратите внимание, как внезапно на арене Израильской истории появился этот человек Илия. До этого момента о нем ничего не говорилось на страницах Библии. Мы ничего не знаем о его происхождении, кроме того, что он Фесвитянин из жителей Галаадских. Это все, что о нем сказано. Нам не известно, в каком возрасте был Илия, когда предстал он пред Ахавом. Но уже из этой первой встречи с ним, мы можем сделать какие-то выводы. Совершенно ясно, что Бог готовил этот золотой сосуд. В пустынных и диких краях Галаада Илия знал своего Бога, находился с Ним в постоянном молитвенном общении. Мы можем сказать, что Илия был проницателен в изучении Слова Божьего и верил тому, что читал в нем. В результате знания Божьего Слова, он мог истолковать время, в котором он жил, а это в свою очередь делало его сильным в молитве. Илия был человеком молитвы, он верил обетованиям Божьим и тому, что Бог исполнит Свое слово. Из такого материала Бог отливает Свои золотые сосуды.
Итак, первое, что необходимо отметить, говоря об Илии, это то, что он был человеком молитвы. Бог ничего не может делать чрез человека, который не молится. Апостол Иаков говорит: «Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» Иак.5:17,18. Откуда у Илии появилась такая дерзость просить Бога, чтобы не было дождя? Как он дерзнул так молиться? Как он осмелился требовать у Бога, чтобы Он не орошал больше землю?
Видите ли, Илия был не только человеком молитвы, но он знал Слово Божье и верил тому, о чем написано в нем. Он знал, что Бог предупреждал Израильский народ об отступлении. «Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились, и не стали служить иным богам, и не поклонились им» Вт.11:16. Что как раз и сделал народ во времена Ильи. Израильтяне начали служить Ваалу и блудодействовать с чужими богами. И дальше было написано в книге Моисеевой: «И тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих, и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам» Вт.11:17.
Нет, молитва Ильи не была дерзкой, он не выдумал ее сам, он не был советником Богу – это Бог был его Советником. Основой для молитвы Илии было Божье Слово. Оно дало ему веру и смелость вопрошать к Богу, чтобы спасти народ, чтобы он покаялся. Вот поэтому так молится Илия: Боже! Заключи небо, не дай дождя, чтобы земля не дала своего плода, сделай это по слову Твоему, дабы народ Твой оставил грехи и злодеяния и обратился к Тебе. Илия молился согласно Божьему Слову, а значит, согласно воле Божьей. И Бог услышал эту молитву.
Нет, молитва Илии не была спонтанной. Иаков говорит, что «он молитвою помолился». Что это значит? Просто, молясь, молился. Странно, вы скажете. Илия не просто произносил слова молитвы, он молился всем своим существом: духом, душою и телом. Он как бы весь был в молитве. Это не значит, что он вдруг решил, что вот хорошо бы теперь помолиться об этом. Нет. К этой молитве он был подготовлен, такая молитва требовала время, сосредоточенности и полной отдачи духовных сил. Его молитва – это было его важное служение.
Возлюбленные, если мы настолько глубоко проникнемся молитвой, то начнем понимать Божьи пути. Только тогда мы начнем различать голос Божий от других голосов, которые проникают в наше сознание и постоянно отвлекают наше внимание. Только тогда Его Слово будет живым для нас, и мы будем знать, о чем нам молиться.
Бог готовит Свои золотые сосуды втайне, в пустыне, на коленях. Так Он готовил новозаветного Илию – Иоанна Крестителя. О нем в Евангелии от Луки сказано, что он «возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» Лк.1:80.
Псалмопевец говорит о народе, знающем трубный зов, и о том, что народ этот блажен, и секрет этого народа в том, что он ходит во свете лица Господня. Для человека, пребывающего в слове и в молитве, не скрыто время, назначенное Богом. Бог открыл ему эту тайну. Однако, религиозникам своего времени Иисус Христос должен был сказать: «Лицемеры! различать лицо неба вы умеете, а знамений времен не можете?» Мф.16:3. О, возлюбленные, как важно знать времена, но их могут узнать только те, которые постоянно пребывают в Божьем присутствии, находятся в Его совете (Иер.23:18-22).
Об Аврааме, человеке веры, Господь мог сказать: «Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!» Быт.18:17. Это люди, которые принадлежат к совету Господню, они воистину привилегированные люди, ибо «тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» Пс.24:14. Илия принадлежал к этому тайному совету Господню. Иоанн Креститель был членом этого совета, и поэтому он точно знал время, когда должен был начать свое служение. Он не опоздал ни на один день. Когда пришло время для Христа явиться, Иоанн был на месте. Он был там, чтобы приветствовать Иисуса словами: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» Ин.1:29.
Быть угодным для Божьего служения сосудом, значит быть членом тайного совета Господня – быть в тесном и личном общении. Дорогие мои, понимаем ли мы время, в которое живем? Видим ли мы состояние Божьего народа в нашем обществе так, как видел его Илия или как видел это Иоанн Креститель? Может ли Бог доверить нам Свое слово, которое Он хочет передать миру сегодня? Бог желает приготовить такие сосуды, чрез которые может начать пробуждение в людях.
Илия имел слово от Бога. Он получил его непосредственно от Господа. При самой первой встрече с ним на страницах Священного Писания Илия с авторитетом заявляет: «Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» 3Цар.17:1. Вы обратили внимание, как заканчивает Илия? «...по моему слову». Божье Слово стало его словом, и поэтому он мог так уверенно и авторитетно сказать. Его голос был голосом вопиющего в пустыне, голосом Божьим. Илия был всего на всего сосудом, при помощи которого Бог мог сказать именно то, что Он хотел передать народу, ни больше, ни меньше. Это один из признаков, что человек находится в союзе с Богом.
Каким чудным примером такого союза, такого единства, является наш Господь. Он мог сказать: «…ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю... Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня» Ин.8:28,7:16. Илия так обильно был насыщен силой Божьей, что когда на землю явился Господь Иисус Христос, то иудеи говорили о Нем: «Это Илия...».
В этом и есть значение золотого сосуда. Когда золото расплавлено и достаточно очищено от примесей, то может отразить лицо Небесного Плавильщика. В этом заключена сила. И сила тем больше, чем больше в нас отражается Господь.
Отражается ли Господь в тебе? Видят ли окружающие в тебе Иисуса Христа? Дорогие друзья, мы можем отражать Иисуса только в том случае, если согласны пройти вместе с Ним чрез огненное горнило. Человек, не прошедший чрез горнило испытаний, не может приносить жертву Господу в правде. Господь не может доверить такому человеку Своей тайны. Готов ли ты на такую переплавку? Готов ли ты пойти в пустыню, чтобы там Господь переплавлял тебя? Если да, то ты сможешь стать золотым сосудом, благопотребным Богу, угодным на всякое доброе дело.
А если ты еще не познал своего Спасителя и тебе чуждо все сказанное выше, и ты говоришь, что это все «темный лес» для тебя, если так, то к тебе обращается Христос: «…приходящего ко Мне не изгоню вон» Ин.6:37. Приди к Нему сейчас, покайся, веруй в Евангелие, и будешь спасен. Обретя спасение, ты попадешь в руки Плавильщика, который будет преображать тебя в образ и подобие Сына Божьего. Тогда жизнь твоя принесет радость Богу и пользу людям.