Как верующие, мы в своих молитвах, разговорах, беседах и проповедях, неизменно утверждаем, и правильно делаем, что наш Господь – Всемогущий, Всезнающий, Всесильный. Тем не менее, оглядываясь на свою личную жизнь, может вкрасться сомнение, что дескать мы чтим нашего Бога таким образом лишь на словах, как бы механически. Мотивы поступков подчас говорят, что мы не всегда убеждены в своем исповедании, как бы сомневаясь может ли оно действительно так быть в нашей жизни. В жизни другого, да, но в моей, почему-то не всегда верится, что оно так будет.

Как верующие, мы в своих молитвах, разговорах, беседах и проповедях, неизменно утверждаем, и правильно делаем, что наш Господь – Всемогущий, Всезнающий, Всесильный.

Если мы верим, что Бог Всемогущий и «дивны судьбы Его и велика премудрость Его», как говорит пророк Исаия (28:29), то отчего же повторяем мы слова евангельской Марфы: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» Ин.11:21? Это слово «если» не должно произноситься нами в таком смысле. Верим ли мы действительно, что сказано в послании к Римлянам в 8-ой главе, в 28-ом стихе: «…любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу»?

Не будем забывать, что Господь никогда не ошибается в Своих делах, Его воля непогрешима. Мы можем лишь воскликнуть вместе с апостолом Павлом: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь» Рим.11:33-36.

И вот, быть может, как раз на вашу долю выпало бедствие. Окружающие не понимают вас, наоборот — критикуют и осуждают. Ивам самим ваше состояние непонятно: как будто умышленно вы не согрешили, а если и провинились, то исповедали грех свой. И все же вы страдаете, хотя совесть и не обвиняет вас.

О, друзьямои, ободритесь! Премудрый Создатель, чьи судьбы непостижимы для вас сейчас, ведает нашими путями. Поверьте, что Он«не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так-чтобы вы могли перенести» 1Кор.10:13. Вот, почему Слово Божие говорит: «…но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» Рим.5:3-5.

И невольно спрашивается, почему же один хвалится скорбями, а другой унывает при своих испытаниях? Ответ находим мы в одном маленьком слове, так часто встречающимся в Новом Завете и особенно в первом послании от Иоанна. Это слово «знать». Те, которые в скорбях своих восхваляют Господа, они знают, что скорбь, испытание, горесть рождают терпение, от терпения рождается опытность, от опытности же рождается надежда.

Послушайте, как четко и ясно апостол Иаков (1:2-4) говорит об этом: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка».

Теперь, если мы знаем, что испытание ниспосылается нам на пользу, то мы не только должны, но мы можем его принять с радостью. И тут мы должны отметить, что в зависимости от того, как мы относимся к ниспосланному нам испытанию, так определится либо его польза, либо его ущерб для нас. Человек, ошибочно воспринимающий посланное ему испытание, становится желчным, злобным, жестоким и циничным.

С другой же стороны, тот, который правильно его принимает, зная, что под формой испытания скрывается премудрость Божия, тому испытание идет на пользу. Все зависит от нашего собственного восприятия! Можем ли мы принять преподаваемое нам испытание с благодарением и с радостью как дар Божьей любви? Вот тут весь секрет.

Читая послание к Филиппийцам мы видим, что верующие этой церкви не отличались от многих современных верующих. И они не знали илиим не было ясно, что испытания даются им на пользу. Вот, почемуПавел говорит им: «Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» Фил.1:29.

Филиппийцам было ясно, что спасение – дар Божий. Они знали, что никто не может заслужить его своими добрыми делами, что возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе Господе нашем. Филиппийцам было дано благодатью Божьей веровать во Христа. И теперь апостол Павел говоритим, что помимо того, что спасение есть дар, страдание также является Божьим даром: вам дано ради Христа и страдать за Него.

ап.Павел в темнице

ап.Павел в темнице

Теперь, если оно действительно так, что испытание дар Божий, тогда мы должны принять его, согласно апостолу Иакову, «с великою радостью». Какие тернистые формы не принимал бы сей дар, мы можем с полной уверенностью принять его как от Самого Господа, помня, что: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов…» Иак.1:17.

Каким чудным примером преподаваемого урока являетсясам учитель, в данном случае апостол Павел. Какое было его отношение к ниспосылаемым испытаниям? В своем послании к Филиппийцам он уточняет, что выпавшие ему испытания не случайны, а предопределенысамим Богом. Пишет послание, будучи узником римской тюрьмы, но с каким подъемом, радостью пишет он это послание, хотя и предвидит свою мученическую кончину. Он пишет прощальное письмо верующим в Филиппах, и несмотря на всю обреченность положения в нем нет ни одной скорбной нотки. Наличие палачей не мешало ему написать: «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение», и тут же он продолжает: «Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам» Фил.1:21, 2:17.

Из этого послания можно заключить, что филиппийцы полагали, что узы апостола Павла воспрепятствуют дальнейшему распространению Евангелия Иисуса Христа. Одновременно с этим появились люди, проповедовавшие слово Божие, как Павел пишет: «…по любопрению…, не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих». Но все это не смущало апостола Павла. Послушайте, что он говорит: «…я и тому радуюсь и буду радоваться, ибо знаю, что это послужит мне во спасение…», то есть к его духовной пользе Фил.1:16-19.

Это знание придавало ему радость и бодрость, и теперь он хочет, чтобы и филиппийцы постигли тоже самое. Это мы видим из 12-го стиха первой главы: «Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои (заключение в темницу) послужили к большему успеху благовествования, так-что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большей смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие». И дальше он говорит: «…при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» Фил.1:20.

Если мы обратимся к словам апостола Иакова, которые мы уже цитировали: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения…», то нам яснее будут слова апостола Павла к Филиппийской церкви.

Слово, употребляемое Иаковым, «впадаете», весьма интересное и знаменательное, оно встречается всего лишь три раза в греческом тексте Нового Завета. В подлиннике под этим словом понимается: соскальзывание в чуждую и враждебную среду. Иначе говоря, это слово значит: быть невольно окруженным в чужоммире; попасть в тяжкие условия. Кроме апостола Иакова, еще Лука употребляет это выражение в своем Евангелии и в книге Деяний Апостолов.

Вы припоминаете первый случай, который рассказал однажды Христос о человеке, шедшем из Иерусалима в Иерихон и попавшемся разбойникам, которые сняли с него одежду, избили и изранили его, затем ушли, оставивши едва живым. После того, как мимо его прошли священник и левит, к нему подошел добрый Самарянин и спас его жизнь. В этом рассказе мы встречаем слово, которое употребляет Иаков, и переведено оно словом «попасть».

"Добрый самаритянин" Рибо Огюстен, картина 1870 г.

«Добрый самаритянин» Рибо Огюстен, картина 1870 г.

Вторично Лука употребляет это слово, когда описывает в Деяниях Апостолов кораблекрушение, в котором едва не погиб экипаж: «Поднявши якори, пошли по морю и, развязавши рули и поднявши малый парус по ветру, держали к берегу. Попали на косу, и корабль сел на мель: нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн» Деян.27:40,41.

Из этих приведенных примеров не трудно сделать вывод, что в обоих случаях как человек, попавшися разбойникам, так и корабль, севший на мель, попали невольно в трудное положение, в силу случайности. И вот, Иаков хочет сказать нам, когда мы так впадаем в различные искушения не по собственному желанию, а в силу независимых от нас обстоятельств, чтобы мы и тогда радовались. Духовно мыслящий человек знает, что его обстоятельства, слагаются только с изволения Всемогущего Бога. Павел был брошен в тюрьму не в силу собственного желания или вины, нет, он по изволению Божию очутился в окружении гонителей. Но в то же время он прекрасно знал, что его гонители ничего не смогли бы сделать ему, не будь на то воли Божьей. И вот, это то знание он и хотел передать Филиппийцам, чтобы они поняли и постигли тоже самое.

Дорогие друзья, что же нам необходимо, когда постигают нас различные испытания, скорби и страдания? В таких обстоятельствах, как в никаких других, человек узнает свои недостатки. Как легко в такое время согрешить и поступить неразумно. Вот, поэтому Иаков добавляет следующие слова: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» Иак.1:5.

Слова эти имеют прямую связь с тем, что было сказано выше об испытании. Иаков говорит, если испытания, ниспосланные вам божественным провидением, показали вам, что у вас недостает мудрости, то не унывайте, есть чудный выход из этого положения – просите у щедро дающего Бога мудрость и дастсявам.

Я уверен, что каждый из нас испытал на себе как порой бывает трудно поступать благоразумно, когда нам причиняют зло, обижают, раздражают и оскорбляют. Как хочется в такое время высказаться в свою защиту, доказать свою правоту, оправдаться, вместо того чтобы дать Богу возможность защитить и вывести нашу праведность на свет. В такие моменты несправедливого отношения к нам, легко вместо молчания разгорячиться, сказать несдержанное слово или сделать что-нибудь необдуманно.

Вы помните тот случай в Ветхом Завете, когда погибла душа, из-за того, что человеческой рукой был без дозволения тронут Божий ковчег. Имейте ввиду, что этот поступок был сделан с благим намерением помочь Богу, чтобы поддержать ковчег в тот момент, когда тот чуть не упал, когда волы везли его.

Да, нам нужна мудрость Божья знать, когда Он хочет, чтобы мы всецело надеялись на Него. Бог совершает великое дело в нас, Он производит чрез эти испытания Свой идеал в нас – подобие образа Сына Своего. Нам может показаться, что дело наше обстоит неладно, но мудрость Божья превышает нашу: «Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавнующему» – говорит псалмопевец Давид Пс.36:7.

Посмотрите на мудрость преследуемого Давида. О нем сказано, что он действовал благоразумно везде, куда не посылал его Саул. Это было в то время, когда ревнивый Саул преследовал Давида. Началось оно с того, что после победы над Филистимлянами, народ восклицал: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!» И с того момента царь Саул начал преследовать Давида, и в течение долгого времени Давид должен был скрываться от гнева озлобленного царя, и как раз во время тяжелых испытаний, будучи в постоянном преследовании, сказано: «…Давид во всех делах своих поступал благоразумно, и Господь был с ним. И Саул видел, что он очень благоразумен, и боялся его» (Цар.18:14-15.

Его мудрость мы видим в том, что он не воспользовался удобным случаем, представленным ему, отомстить и причинить зло царю, нет, он поручил свое дело Богу. В этом и была его мудрость. Однажды, когда Давид и люди его нашли царя Саула спящим в пещере, ему говорили: «Вот день, о котором говорил тебе Господь: «вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно». И сказано, что Давид встал и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. Какое было искушение принять эти обстоятельства как провидение Божье и расправиться со своим врагом, но тут он допустил себе отрезать только край одежды Саула. «Но, — сказано, — после сего больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула» 1Цар.24:5,6. Давид не решился взять меч в свои руки, он полностью уповал на Господа.

Как верующие, мы в своих молитвах, разговорах, беседах и проповедях, неизменно утверждаем, и правильно делаем, что наш Господь – Всемогущий, Всезнающий, Всесильный.-4

Представим в Божьи руки наши дела, все запутанные житейские вопросы, пусть Он развяжет Сам эти узлы. Он лучше знает как. Благодарение Ему, а мы же будем славить и благодарить Господа во всех обстоятельствах нашей жизни.

Но я не хотел бы закончить, не сказав пару слов по крайней мере тем, которые ещенепознали, как благ Господь, которые еще не принялитого дара, который Бог предлагает всем: дар вечной жизни верой в Сына Его.

Мой друг, ты безумно поступаешь, когда откладываешь свое спасение. «Теперь пора! О, мудрым будь;о, будь спасен — приди сейчас!» – поется в одном гимне.

Мой друг, прими же Его дар сейчас. Дай Ему войти в твое сердце, тогда с Ним каждое горе, каждая потеря, каждая боль, постигшая тебя, будет иметь смысл, они будут содействовать твоему благу. Но ты должен сперва принять Его как своего Спасителя, тогда Он будет и твоим другом, и твоим путеводителем во время твоего странствования здесь, на земле. Все в жизни будет иметь значение. Да, ты найдешь смысл жизни. Пусть Господь Сам тебе поможет придти к Нему сейчас.