Одной из самых захватывающих историй в Ветхом Завете является жизнеописание патриарха Иакова. Сколько раз я ее читал и должен сказать, что каждый раз восхищаюсь не столько самим человеком, сколько благодатью Божьей, проявленной в его жизни. Поверьте, если бы не благодать Божия, то история Иакова была бы сплошной трагедией. Жизнь его полна противоречий, особенно в ней выделяется полная испорченность и греховность человеческой природы.
Иаков-Израиль, Джеймс Тиссо
История Иакова нужна нам, как говорит апостол Павел, для научения, обличения, для исправления и наставления в праведности. Самый полезный урок, который мы можем извлечь из истории Иакова — это дисциплинирующее воздействие Святого Духа на жизнь Божьего чада. Потому что только в результате дисциплины может проявиться Христова жизнь в нас. Иаков только тогда стал сильным, когда Господь коснулся состава его бедра и повредил его,но он стал хромать. Сказано, что в ту ночь Бог дал ему новое имя — Израиль, что значит подчиненный Богу.
Сколько Господь должен был работать над ним, перед тем как Иаков обнаружил, что высшую цель Божьего призвания можно достигнуть только подчинившись Всевышнему, а не своими усилиями и мудростью.
Замечательна эта история также тем, что она полностью достоверна и написана под вдохновением Святого Духа. Он всегда правдиво и верно изображает человека таким, какой он есть на самом деле. Давайте проследим пути Божьи в жизни человека, которого избрал Господь благословить. Господь положил Свою печать на Иакова, и Он его не оставил, пока не довел начатого дело до триумфального завершения.
История Иакова начинается молитвой. «И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его» Быт.25:21. Двадцать лет Исаак и Ревекка были бездетны и теперь в ответ на молитву Бог дал им близнецов.
Какое огромное значение имеет молитва! Почему Господь не действует без молитвы Своих детей? Ведь так или иначе Ревекка должна была родить сына, Исаак должен был иметь наследника, он входил в родословие обещанного Мессии. Всю тайну молитвы мы никогда не поймем, но одно ясно, что Бог путем молитвы вовлекает нас в сотрудничество с Собой. Разве это не благодать?
В следующем же стихе, опять упоминается молитва, Ревекка молится. «Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа». И Господь ответил и сказал: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему». Ревекка никогда не забудет сказанного ей слова. Она поняла, что Иаков, то есть младший, был тот, которого Бог избрал и потому он должен унаследовать первородство. По закону первородство полагалось старшему брату, а Бог сказал, что благословен младший.
Конечно, Иаков со временем узнает об этом от своей матери. И заметьте, вместо того чтобы терпеливо ожидать и доверить свое дело Богу, Иаков своими усилиями, хитростью и коварством присваивает себе Божие благословение, ведь Бог сказал, что «больший будет служить меньшему». Кажется, что этого достаточно; да, для веры, но не для плоти.
Большая часть истории Иакова говорит нам о том, как он самостоятельно добивается того, что Бог так или иначе должен был ему дать, потому что обещал. Плоть, которая всегда противоречит вере, не умеет зависеть от Бога, она не умеет терпеливо ждать Божьего времени, а руководствуется своими собственными средствами. Вот почему для Иакова, действующего по плоти необходим был Пенуэл. Вы помните, что произошло в Пенуэле? Бог должен был привести его к этому месту, чтобы там побороть и обессилить его. С того момента всю свою жизнь Иаков нес на себе печать Пенуэла — хромату.
В Иакове мы видим образец того, как думает, реагирует и как ведет себя плотской верующий. Правда, в конце мы видим его уже не как плотского, но как духовного, вот именно в этом процессе духовного роста и видно обилие благодати Божьей. О, как дивен, многомилостив и долготерпелив наш Бог! Он не оставит Своих чад пока не доведет до конца начатое в них святое дела.
Братья близнецы, Иаков и Исав, прообразно говорят нам о истине Божьего Слова, а именно, что человечество делится на два разряда — на детей мира сего и на Божьих детей. Многое в Библии останется скрытым для нас, если мы не будем иметь в виду эту истину. Апостол Павел говорит о душевном человеке. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» 1Кор.2:14. Душевный человек бесчувствен ко всему что Божие. Для него непонятны Божьи обетования, он может обойтись и без них. В конечном итоге, для него это является безумием. Почему? А потому что он не может их постигнуть своим умом. Он руководствуется не верой, а разумом. Как точно Исав подходит под классификацию душевного человека.
Но сперва сделаем одну важную заметку. Ни в коем случае мы не должны путать душевного человека с плотским верующим. Когда Павел говорит о плотском человеке, то он имеет в виду чадо Божие, человека, рожденного свыше, но который вместо того, чтобы полностью покориться Богу, уповает на свои собственные силы и методы.
Господь ответил Ревекке: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей». Это два совершенно не похожих друг на друга человека, один принадлежит к одному народу, а другой к другому. Мы видим, что между ними резкий контраст. «Дети выросли, и стал Исав человеком, искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах».
Быть может нам не следует подчеркивать внешнюю разницу между чадом Божьим и душевным человеком, но она все же есть. Как бы человек не был образованным, культурным и на вид даже благочестивым, если он не пережил на себе благодати Божьей, то в нем замечается что-то плотское, принадлежащее земному.
Не трудно распознать чадо Божье, скажем, в какой-нибудь толпе народа. В них есть нечто неописуемое, чего не найти в других. Напротив, в душевном человеке чувствуется что-то постороннее, нет той теплоты, того общения, которое имеют дети Божьи.
Исав был человеком занятым земными делами. Цель жизни душевного человека: есть, пить и веселиться. Он ищет удовлетворения своим желаниям на полях мира сего. Исав совершенно безразличен к тому, что Божье. Душевный человек почитает это безумием. Он не принимает то, что от Духа Божьего. Таково его сердце. Не зная Бога, он не имеет никакого понятия о Божьих обетованиях, для него «кушанье из чечевицы» дороже, чем право на Божье наследие. Исав, ловкий охотник, возвращается домой с охоты без добычи, усталым, утомленным и голодным, а в это время, как раз, Иаков варил похлебку. Аромат варенных бобов наполнил дом. Да, да, забирай мое первородство! На что оно мне? Возьми его, вот я умираю от голода, только дай мне скорее поесть.
С таким пренебрежением отнесся Исав к своему первородству. А первородство имело духовное значение. Но ему в первую очередь нужно было утолить требования плоти. Духовный же человек руководствуется Словом Божьим. Его девиз: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
«Исав продаёт право первородства за чечевичную похлёбку», 1600г, Николя Турнье
Автор послания к Евреям говорит: «…Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами». О нем в Библии сказано, что он был блудником и нечестивцем, и тем не менее он желал наследовать благословение. Этот человек, желающий одновременно обладать и земными и небесными благами, по полной пользовался миром и желал иметь право на небесное.
Да, можно иметь религию, называть себя христианином и все же не быть чадом света. Сердце такого человека никогда не было тронуто благодатью Божьей, ему чуждо то, что Божье. Исав оплакивал потерянное благословение, но слезы его не были слезами подлинного покаяния.
Нет, никакие внешние практики не делают человека чадом Божьим. Новые привычки, названия, образ жизни, как бы они не выглядели хорошо — не достаточны. Подлинное спасение производит коренное изменение внутри человека. Дух Святой, силой искупительной жертвы Иисуса Христа, должен возродить нас к новой жизни, уничтожить в нас грех, сделать нас не исправленным, а совершенно новым творением. Должно вам родиться свыше, вновь, не от плоти, не от хотения мужа, но от Бога!
О, благодарение Ему, что Он готов это сделать для тебя, мой друг, сегодня, если ты никогда не переживал это новое рождение. Обратись сейчас всем сердцем к Богу и скажи, что ты грешник, и что ты жаждешь получить прощение. Сделай это. Знай, что благость Божия ведет тебя к покаянию.