Пожалуй, одной из самых известных притч нашего Господа Иисуса Христа является притча о сеятеле. Эта притча стала как бы ключом к раскрытию значения других притч, так как Сам Христос дал нам истолкование этой притчи.
Но сперва давайте прочитаем эту притчу, которая записана в Евангелии от Матфея в 13-ой главе. Откройте ваши Библии, дорогие друзья, я начну читать с 3-го стиха: "Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Kто имеет уши слышать, да слышит!"
Легко заметить, что вся эта притча вращается вокруг четырех факторов: сеятель, семя, почва и плод. "Вот, вышел сеятель сеять." Этими словами начинается притча, которую мы постараемся разобрать в нашей сегодняшней беседе.
Начнем наш разбор с этого предложения. Имеет ли какое-то отношение к нам, к нашей жизни тот факт, что сеятель вышел сеять? Да, имеет, и притом важнейшее значение, прошу вас обратить внимание на то, какое важное значение имеет тот факт, что сеятель вышел сеять. Задумывались ли вы когда-нибудь, дорогие друзья, над значением этих слов? От сеятеля зависит наша жизнь! Ведь без посева не будет ни урожая, ни жатвы, ни хлеба!
Подумайте, если такое большое значение имеет посев земного хлеба, дающего физическое питание, то насколько важнее духовный посев! От сеяния Слова Божия зависит утоление духовного голода. Поэтому, это очень важное дело, когда сеятель выходит на посевную. Он вышел сеять слово вечного Бога.
Быть может, дорогой друг, брат или сестра, вам кажется маловажным выходить на сеяние Благой вести? «Какую пользу может принести это?» - спрашиваете вы. Но умножьте себя, одного благовестника, на 10, 100 или 1000 раз и вы поймете, как важно то, что "вышел сеятель сеять".
Быть может, некоторым кажется, что мы как "глас вопиющего в пустыне". Никто нас не слышит, и мы напрасно тратим время, силы и средства на сеяние Божьего семени. Так, однажды, написал мне один радиослушатель: "Вы уподобляетесь рыбакам, бросающим невод в водоем, где нет рыбы. Сколько ни бросай его в воду, сеть останется без улова." Но это мнение ошибочно, таких писем приходит единицы. А сколько сотен писем получили мы, в которых радиослушатели пишут нам о том, как это сеяние семени Слова Божия возродило их к новой жизни.
Дорогие мои, если семя сеется, то будет и жатва. Точные результаты нашего посева узнаем только в вечности, а здесь, на земле, обязанность каждого верующего – сеять! И если через эту проповедь будет приобретена для Господа хотя бы одна душа, то подумайте, как это важно, ведь этот возрожденный, прощенный грешник, в свою очередь, сам станет сеятелем и пойдет сеять благословенное семя Слова Божия. Знаешь ли ты, дорогой друг, каков будет результат твоего посева в кругу людей, того общества, где ты живешь?
Возлюбленные, братья и сестры, Господь велел нам сеять! В этом состоит задача каждого верующего, и самое важное дело каждого христианина – быть сеятелем Слова Божия! Подумайте, сколько радости на небе, когда хотя бы одна душа обращается к Богу! Но не было бы этой радости без проповеди Слова, без сеяния, ибо "благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих".
Сегодня, с Божьей помощью, мы постараемся ответить на три важных вопроса. Первый – кто является этим сеятелем? Второй – какое семя он сеял? Третий – где он сеял и каковы были результаты посева?
Итак, первое – кем является этот сеятель, упомянутый Христом в Eго притче? В другой притче, о плевелах, Христос ясно говорит: "Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий", то есть Сам Господь. Он является этим Великим Сеятелем.
Однако, Господь совершает Свой посев через людей. Он не поручил это дело ангелам, но поручил его нам, дорогие братья и сестры. Нам, искупленным грешникам, омытым кровью Христа.
Последними словами, сказанными Спасителем на земле, были: "...вы ...будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли." Деян.1:8 и "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" Марк.16:15. Христос пользуется нами, спасенными детьми Божьими. Это мы Eго руки, Eго ноги и Eго голос. «Вы сеятели Мои!» – говорит Господь.
Христос не сказал, что сеятель должен быть красноречивым оратором, или проповедником, или священником, или человеком с высшим образованием, знатным, или обладающим властью. Нет, сеятель – это тот же бывший грешник, но искупленный кровью Иисуса Христа. Он может быть не из мудрых мира, но из немощных, незнатных, уничиженных – простой верующий, христианин.
Второй вопрос – что сеял Сеятель? Вы скажете – семя. Да, конечно, но ведь есть разные семена. А это было особое семя, дорогие мои. Объясняя притчу о сеятеле, Христос сказал: "Сеятель слово сеет." Марк.4:14. Какое же это слово? Это Слово Самого Бога, а не какая-нибудь человеческая теория или философия. Это живое слово, слово жизни, которое может спасти тебя и меня, дорогой друг!
Апостол Петр говорит, что семя это нетленное, Слово Божье, живое, пребывающее вовек. (1Пет.1:23), Оно "...живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" Евр.4:12.
Поэтому, мой друг, помни, когда ты сеешь семя Слова Божья, ты сеешь семена имеющие в себе Божью жизнь. Ты не несешь ответственности за результат посева, но тебе нужно только сеять, а Господь совершит остальное, ибо Он сказал: "...слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его" Ис.55:11.
Идите же, дорогие братья и сестры, и сейте семя, сейте и поливайте слезами, если нужно, ибо после с радостью пожинать будете. "С плачем несущий семена возвратится с радостию, неся снопы свои", – говорит псалмопевец (Пс.125:6).
Третий вопрос – где сеял сеятель и каковы были результаты посева? Притча Христова о сеятеле учит нас, чтобы мы сеяли семя Слова Божия везде. Это очень важный момент и на него мы должны обратить особое внимание. В притче сказано: "И когда он сеял, иное упало при дороге... иное упало на места каменистые... иное упало в терние... иное упало на добрую землю..." Поговорим теперь почвах, на которые упали эти семена.
Сеятель вышел сеять, но не сказано, что все семена попали в хорошую, добрую землю. Часть семян без ведома сеятеля, упала на негодную почву. Только Бог знает качество почвы, ибо этой почвой является человеческое сердце, а Бог Один – Сердцеведец. Мы не можем знать хорошая, добрая ли почва в сердце человека или же она утоптанная, каменистая и полная терния. Только Господь знает состояние сердца человеческого. В этой притче Христос объясняет, что есть четыре рода почвы, но когда сеятель вышел сеять, он сеял, не зная в какую почву попадет семя.
Обратите внимание, что первой в притче упомянута придорожная, утоптанная почва. Это твердая почва, утоптанная ногами постоянно движущихся по ней людей и животных. Семя на этой почве лежало не прикрытым и потому его склевали птицы. О человеке с такой почвой сердца, Иисус сказал: "Kо всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его...". Вот что значит семя, посеянное при дороге.
Семена не могут проникнуть в затвердевшую поверхность земли. Семена могут быть наивысшего качества, но если земля не вспахана, не удобрена, то семена не взойдут. Таково состояние человека, который постоянно отказывается принимать Слово Божье, который ожесточает свое сердце, и оно становится каменным, подобно утрамбованной дороге.
Есть ли в нашей среде такие люди? Христос говорит, что есть. Их не трогает любовь Божья, их не страшит вечность. Они очерствели и не слышат голоса Господа и не чувствуют прикосновения и действия Духа Святого. Самым печальным, дорогие друзья, является тот факт, что такие люди не обязательно являются безбожниками и атеистами, их вы найдете и среди людей, называющих себя христианами. Эти люди окутали себя твердой оболочкой религиозности, обрядами, внешним проявлением благочестия, но сердца их тверды, как камень и не восприимчивы к проповеди Евангелия.
Вторая почва, упомянутая в притче – это каменистая земля. Посеянное на каменистых местах означает сердце такого человека, кто, услышав Слово Божье, тотчас с радостью принимает его, но не имея в себе глубоких корней, непостоянен, и когда наступает скорбь или гонения верующих, тотчас соблазняется. Тонкий пласт земли на каменной поверхности, по сравнению с толстым, быстро становится теплым и влажным, и потому семена, попав в такую благоприятную почву прорастают быстрее. Но хотя начало, кажется, очень впечатляющим, результат оказываются плачевным. Не имея места для прорастания корней, такие семена от зноя солнца засыхают.
Таких людей ошибочно считают особо ревностными верующими. Потому что корня их веры не видно, и они производят впечатление духовных и полных радости детей Божьих. Некоторые даже завидуют им. Свидетельство таких верующих часто бывают громким и не раз содержит критику в адрес старших верующих, что, мол, они недостаточно духовны. Но когда приходят испытания, искушения и гонения, их уже не найдешь в числе детей Божьих, – они сдулись и засохли.
Затем, в притче говорится про третий вид почвы. Главный ее недостаток состоит в том, что она не очищена. О ней нельзя сказать, что она твердая или каменистая, наоборот, это плодородная земля, но на ней произрастают тернии и сорняки. Нам известно, какое влияние оказывают сорняки на культурные растения. Эта земля могла бы принести богатый урожай пшеницы, но она испорчена тем, что в ней много семян сорных трав.
Тут мы имеем картину человека, который желает знать истину, способен воспринимать ее, но он обременен земными заботами, и со временем Божье и вечное отходит от него на второй план. Иисус говорит, что: "...посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно".
А теперь обратите внимание на особенность доброй земли. Она отличается не плотностью посева семени, но тем, что здесь растет только пшеница. В этом и состоит весь секрет плодородия. Владелец этого поля позаботился очистить его от сорняков, чтобы на нем не было никаких семян, кроме пшеницы. Обычно, ветер заносит на добрую землю и семена сорняков, но земледелец должен бороться с сорняками. Здесь Господь указывает на то, какую опасность представляют "заботы века сего и обольщение богатством".
Рассказав это притчу, Господь Иисус Христос хочет, чтобы мы поняли, что слышанное слово лишь тогда действенно и принесет плод в жизни, когда поле твоего сердца всецело отдано в распоряжение Господа. Христос так охарактеризовал человека с доброй почвой в сердце: "...это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении" Марк.4:15.
В Священном Писании мы имеем примеры этих различных почв человеческого сердца. Разберем хотя бы случай с двумя разбойниками, висящими на Голгофе, по обоим сторонам вместе с распятым Христом. В этих двух разбойниках мы видим две разные почвы, и то, как каждый из них воспринимает семя Слова Божия. Оба они были злодеями, разбойниками и были наказаны возможно за одно преступление. Кажется, что они мало чем отличаются друг от друга.
Однако, один из них был помилован, прощен и вошел в Царствие Небесное вместе с Господом, в то время как второй попал в ад, чтобы мучиться в вечности. Оба разбойника были в одинаковом, безнадежном положении, оба были осуждены, и все же один из них был спасен, а другой погиб окончательно и бесповоротно.
А все зависело от того, как воспринял каждый из них благое семя Евангелия. Один из разбойников обратился к Спасителю и сказал: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" Другой же злословил Иисуса и говорил: "Eсли Ты Христос, спаси Себя и нас". Первому разбойнику Христос отвечает чудными словами: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" Лук.23:39,40,43. А другой не получает ответа и уходит в вечную погибель.
Тут мы видим, что в сердце у одного из разбойников сохранилась добрая почва, а у другого она затвердела, была затоптана и потому не в состоянии была принять доброе семя. А ведь в обоих случаях семя было посеяно.
Допустим, что эти разбойники впервые имели встречу со Христом, и никогда раньше не видели и не слышали Eго чудных слов жизни. Но тут, вися на кресте, они слышали вопль Господа в Небесному Отцу, слышали, как он просил у Него: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают". Эти слова семенем пали в сердце одного из разбойников и поверив, он обращается ко Христу: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" То есть он говорит: если Ты их прощаешь, то прости и меня. А другой слышал те же слова Господа, но продолжает злословить Eго, а все потому, что почва была разная. Одна почва была добрая, а другая затвердевшая. Мог ли кто-либо из стоящих у креста определить качество почвы их сердец? Конечно, нет! Поэтому так важно сеять семя Слова Божия везде и всегда.
Найдет ли сегодня Господь добрую почву среди читающих эти строки? Принесут ли семена Евангелия плод вечной жизни? Мой друг, все зависит от того, как примешь ты Слово Божье. В притче говорится, что грешник, принимая в свое сердце Слово Божье, делает доброе дело. Это единственное доброе дело, которое способен совершить сам человек, и то лишь по милости и благодати Бога.
Дорогой друг, открой же свое сердце Христу, прими Eго как личного Спасителя и Царя, полностью доверься Ему. Да поможет тебе Господь сделать это сегодня! Аминь.