Наша сегодняшняя беседа основана на разборе притчи о горчичном зерне. Она записана в 13-ой главе Eвангелия от Матфея, в 31-ом и 32-ом стихах. Давайте прочитаем эту притчу: "Иную притчу предложил Он (Христос) им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда выростет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так-что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его."
При разборе притч нашего Спасителя, мы должны учитывать одну опасность, а именно думать, что общепринятое истолкование притчи обязательно верно. Мы не имеем права подходить к той или иной притче, или вообще к какому-либо месту из Слова Божия вслепую, считаясь только с обычно принятым его толкованием. Необходимо это подчеркнуть, так как необязательно общепринятое истолкование какого-нибудь текста правильно. Безусловно, что многие истолкования верны, но мы не всегда имеем эту гарантию. Не забывайте, что общепринятое ошибочное толкование Иудеев о приходе Мессии и установлении Царствия Божия привело к тому, что когда Мессия, Сын Божий, Иисус Христос воочию пришел на землю, они Eго не узнали и не приняли, что привело к распятию Господа.
Много раз я говорил вам и еще раз напоминаю, что во всем учении нашего Господа существует полная гармония. Обратите внимание, что в каждой притче о Царствии Божьем Христос указывает на то, что в этом веке, то есть во время пребывания Церкви Христовой на земле, будут затруднения, ограничения и противодействия. Те, кто утверждают, что этими притчами Христос хотел сказать, что Евангелие будет проповедано до тех пор, пока весь мир не обратится, сильно ошибаются. Христос никогда этому не учил и ни в одной из притч такого учения вы не найдете! Он велел нам евангелизировать весь мир, но не обещал, что весь мир обратится.
В качестве примера, обратим внимание на согласованность тех мест Библии, где упоминается зерно. Ни в одном из них вы не найдете противоречий. Например, во всех притчах сеятель, сеющий семя, является образом Сына Человеческого. Семя означает Слово Божие, которое человек принимает и в результате, становится сыном Царства. Поле, на котором посеяно семя, представляет мир, а птицы символизируют злых духов, похищающих доброе семя. Сравнения символических образов с их настоящим значением согласуются во всех притчах.
Итак, оставив всякого рода предубеждения, подойдем к прочитанной притче с одним желанием – почерпнуть из нее именно то, что Господь хочет передать нам посредством примера о горчичном зерне. Я уверен, что это станет поучением и назиданием для нас.
В этой притче Христос говорит, что горчичное зерно, которое меньше всех семян, превратилось в растение, достигшее размера дерева. Kак правило, горчичное зерно не вырастает до таких размеров. Горчица – травянистое растение, но отнюдь не дерево, и, если случается, что оно достигает размеров дерева, это не естественное явление. Этой притчей Господь хотел сказать, что в последнее время будет наблюдаться неестественный рост и развитие горчичного зерна. Оно достигнет размеров дерева.
Отметив аномалию в развитии и росте горчичного зерна, которое превзошло свои естественные размеры, давайте посмотрим какие должны быть качества, присущие христианству. Среди них кротость, смирение, благость, служение. Это плоды и признаки подлинного христианства. Они всегда сходны со Христом, сказавшим: "Я кроток и смирен сердцем" и еще "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Eму служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" Марк.10:45.
Каждой Своей притчей Христос опровергает распространенное мнение, будто для того, чтобы совершить что-либо великое и сильное для Бога и Его царствия, требуется нечто необычное, грандиозное, могущественное. Заметьте, начало Царствия Божия подобно зерну горчичному, меньшему из всех семян. Наилучшим примером является Сам наш Спаситель. Он пришел на эту землю подобно зерну горчичному, родившись крошечным младенцем в Вифлееме. Тридцать лет Он прожил в незначительном городке, Назарете, в полнейшей неизвестности. Иисус Христос начал Свое служение с двенадцатью простыми, необразованными Иудеями и, как пишет апостол Павел: "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Eго и дал Eму имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" Фил.2:6-11. Это и есть путь Божий. Малое, незначительное, но всецело отданное в распоряжение Божие, Бог Сам вознесет. Иисус Христос избрал именно такой путь – путь смирения, путь послушания и, наконец, путь крестной смерти. Но зато Бог Отец превознес Eго и дал Eму имя выше всякого имени.
Таков был путь Христа. А Христос сказал: "Kто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой" Иоан.12:26. Однако, номинальная или видимая церковь иной раз склоняется к другому пути: идя на компромисс, допуская человеческое, вместо того чтобы всецело последовать тому, что Божие. В видимой церкви бывают видны качества прямо противоположные Христовой кротости, смирению и служению. В ней заметно превозношение, само возвеличивание, надменность, желание властвовать. На всех этапах истории христианства, когда в церкви проявлялись эти чуждые характеру Христову качества, можно сказать, что развитие христианства было неестественным. Совершенно противоположное можно увидеть там, где есть признаки истинного Царства Божия. Христос сказал: "кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий" Лук.22:26.
Да, в погоне за величием, популярностью и могуществом, номинальная церковь пыталась гордо господствовать, вместо того чтобы в смирении служить. Сколько несправедливостей было сотворено во имя христианства! Вспомните, как в самом начале Своего служения Христос предупреждал учеников о подобной опасности. Помните Eго вопрос: "Kто больше в Царстве Небесном?" Уже тогда Христос обнаружил, что у учеников проявлялась склонность к самовозвышению и властвованию. На Свой вопрос: "Kто больше в Царстве Небесном?" Христос ответил чудной иллюстрацией. Он поставил перед учениками ребенка и сказал: "кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном" Лук.18:1,4.
Иисус умывает ноги своим ученикам, Альберт Эдельфельт, 1898г.
Учение Христа по этому вопросу становится еще ярче и яснее во время событий в Kесарии Филипповой. Именно там Христос начал открывать Своим ученикам, что Eму надлежит идти в Иерусалим и там много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, и быть убиту и в третий день воскреснуть. Мы видим, что после этих слов Христа Петр начинает прекословить Господу, говоря: "Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!" Послушайте, как ответил Петру Христос: "Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое." Матф.16:22,23. Иисус говорил о необходимости идти путем страдания, отречения от смерти и от себя. Таков принцип Божий любви, это единственный путь в плане спасения. "Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!" – это уже совершенно другой путь, другой взгляд, диаметрально противоположный. Один путь Божий, Христов, а другой – человеческий.
То, что Божие – это крестный путь, ведущий к воскресению, к окончательной победе, к жизни с избытком. И наоборот, то, что человеческое, неизменно ведет к поиску своих личных интересов, личных выгод, к нежеланию идти Божьим путем, и в конечном итоге, к безвозвратной утрате. Господь Иисус Христос сказал: "Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную" Иоан.12:25.
Уже в апостольской церкви мы замечаем, что человеческое, подобно птицам небесным, укрывающимся и гнездящимся в ветвях дерева, вкрадывается в церковь. В одном из своих посланий апостол Петр предупреждает служителей: "пасите Божье стадо ... не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример" 1Пет.5:2-3. А что первое приходит на память, когда оглядываешься на многовековую историю правящей церкви? Господство, насилие, несправедливость, делающееся под вывеской христианства. Вместо смирения и кротости – стремление к власти и богатству, к славе. Вот вам и большое дерево, в ветвях которого гнездятся и укрываются птицы. Все это человеческое и отнюдь не Божие.
Во всех местах Писания дерево является символом величия и власти. В книге Даниила царь Навуходоносор уподоблен дереву – большому, высокому, достигшему до неба. Фараонова власть тоже сравнивается с деревом, высоким и ветвистым. Подобным образом и номинальная церковь разрослась в огромное дерево, стала влиятельной, политической и мировой силой, обладающей большой властью, так что с ней должны считаться мировые правители. В результате, в ветвях этого дерева стали находить убежище нечистые птицы.
В 13-ой главе Евангелия от Матфея в 33-ем стихе записана одна короткая, но очень важная притча Христова. Послушайте ее: "Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все." Перед нами притча, вызвавшая немало споров о том, что именно хотел сказать через нее Иисус Христос. Это одна из тех притчей, которой Господь не дал никакого пояснения. Однако, в данном случае, современники Христа, Eго слушатели, не нуждались в пояснении. Почему? Потому что это были иудеи, которые хорошо знали Ветхий Завет и были знакомы с еврейскими символами. Учитывая это, мы поступим правильно, если станем искать значение этой притчи или, вернее, значение упомянутых в ней предметов не в комментариях тех или иных толкователей Библии, а в самом источнике – Священном Писании.
Но вы спросите: почему так много споров о значении этой притчи? Мне кажется, что основная причина неправильного толкования Священного Писания в целом и этой притчи в частности заключается в том, что люди толкуют Библию под влиянием личных предрассудков. Они истолковывают Священные Писания согласно своим вкусам, как им хочется понимать тот или другой отрывок.
Kак я не раз уже упоминал, Христа тоже распяли люди, которые истолковывали ветхозаветные пророчества о Мессии односторонне. Они готовы были приветствовать Мессию, пришедшего с силой и славой, у Которого были бы намерения свергнуть власть римского кесаря и восстановить Иудейское царство. По этой причине они основывали свою надежду и веру на тех местах Священного Писания, в которых сказано о силе, славе и о грядущем царствовании Мессии. Все эти обетования они истолковывали по-своему. Когда же пришел Христос, не как прославленный и победоносный царь, а согласно словам пророка Исаии: "как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия... презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни", то иудеи не признали Eго только потому, что они не ожидали Мессию в таком виде, они отказались от Него, распяли Eго и назначили Eму гроб со злодеями. Вот почему так важно, чтобы мы подходили к Слову Божьему с открытым сердцем и умом, оставив личные предрассудки в стороне.
Давайте еще раз прочитаем эту притчу: "Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все." Прочитав: "Царство Небесное подобно закваске", некоторые на этом останавливаются. В таком случае можно сделать вывод, что закваска является символом чего-то положительного, доброго, так как в этом стихе закваска сравнивается с Царствием Божьим. Значит эту притчу можно истолковать следующим образом: подобно закваске, Царство Небесное распространится очень быстро и уже в нашем веке быстро и успешно распространится по всему земному шару. Именно так принято объяснять притчу о закваске, которую женщина, взяв положила в три меры муки, доколе не вскисло все.
Но давайте еще раз прочитаем эту притчу от начала до конца, не останавливаясь на половине: "Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все." Закваска – это вещество, вызывающее кислое брожение. Согласно прочитанной нами притче, брожение началось в трех мерах муки, в которые женщина положила закваску, доколе не вскисло все. В обращении к семи церквам Христос говорит, что почти каждая из них в какой-то мере была заражена закваской зла и порока, а в Лаодикийской церкви было настолько сильное брожение, что в этой церкви вскисло все, и она оказалась ни к чему непригодной, то есть ни холодной, ни горячей. Не является ли это прообразом церкви наших дней? Значит посредством этой притчи Христос дает понять, что в церковь проникнут злокачественные элементы, которые распространятся подобно закваске в тесте.
Во всех местах Писания, без исключения, закваска символизирует что-то злокачественное, отрицательное. Закваска способствует распаду, разложению и гниению. Закваска приводит к ферментации и брожению. Давайте сделаем короткий обзор и посмотрим, что о слове "закваска" сказано в Священном Писании.
Перед тем как Израильтяне вышли из Eгипта, им было дано повеление вспоминать Пасху Господню, как прообраз грядущего дня искупления и избавления от ига египетского. В течение семи дней они должны были праздновать Пасху Господню и на протяжении всего этого времени в домах их не должно было быть закваски: "уничтожьте квасное в домах ваших; ибо, кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля" Исх.12:15. Такое повеление дал Господь народу Израильскому. Далее в книге Левит 2:11 мы читаем наставление Моисея, в котором он говорит о жертвоприношениях: "Никакого приношения хлебного, которое приносите Господу, не делайте квасного." Таким образом, у Христа не было никакой необходимости объяснять Своим слушателям значение слова "закваска", так как они знакомы были с ветхозаветным символом.
В Новом Завете мы обнаружим подобное употребление слова "закваска". В Евангелие это слово впервые упоминается в прочитанном нами тексте и поэтому мы возвратимся к этому случаю позже. Вторично в Новом Завете слово "закваска" мы находим в 16-ой главе Евангелия от Матфея, где Иисус предупреждая учеников Своих, говорит: "Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской." А в 8-ой главе Евангелия от Марка добавлено: "Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой." А Лука поясняет, говоря: "Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие." Лук.12:1.
Апостол Павел прибегает к слову "закваска" и обращается к его иносказательному смыслу, предупреждая церковь в Kоринфе, таившую и терпевшую в своей среде грех. Апостол пишет Коринфянам: "Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так-как вы безквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины." 1Кор.5:7,8. Предостерегая верующих в Галатах против законников, которые вводили церковь в заблуждение, апостол Павел снова использует это символическое слово, говоря: "Малая закваска заквашивает все тесто" (5:9).
Итак, проанализировав все места из Ветхого и Нового Завета, в которых упоминается слово "закваска", мы видим безукоризненную согласованность в употреблении этого иносказательного слова. Во всех прочитанных нами местах оно является символом зла, осквернения и разложения. Я лично убежден, что именно в таком свете и должна быть истолкована притча о закваске. Если посмотреть на первое истолкование, будто бы закваска является чем-то добрым, мы обнаружим явное противоречие символическому употреблению слова "закваска" во всех остальных местах Библии. И если в этой притче закваска является прообразом чего-то доброго, положительного, тогда это единственный случай во всей Библии.
Помимо этого, такое истолкование противоречит всем другим притчам, повествующим о Царствии Божием здесь, на земле. Во всех других притчах Господь указывает, что до второго пришествия Христа Царство Божие на земле будет иметь ограничения, примеси, а также будет встречать препятствия и сопротивления. Поэтому, если согласиться с общепринятым истолкованием этой притчи, значит располагать единственным доказательством, единственной притчей, говорящей, что примеси не будет.
Теперь давайте перейдем к следующему символу из этой притчи, которому мы должны найти правильное истолкование. А это выражение "три меры муки". То, что Христос говорил о трех мерах муки, было не без значения для Eго слушателей, Иудеев. Поэтому, полезно будет узнать, где впервые это выражение было употреблено в Священном Писании и проследить, где и в каких случаях оно было записано на страницах Священных Писаний.
В Ветхом Завете выражение "три меры муки" записано в книге Бытие, еще до времен Моисея. Мы находим его в 18-ой главе. Из-за недостатка времени мы очень бегло рассмотрим случай, с которым связано это выражение.
В один знойный день к шатру Авраама подошли три гостя. В одном из них, явившемся в виде ангела, Авраам узнал Самого Господа. Будучи гостеприимным, Авраам попросил пришельцев задержаться на время, а он омоет их ноги и угостит обедом. Затем написано, что Авраам сказал Сарре, чтобы она поспешно приготовила кушанье. После этого мы читаем, что Сарра замесила хлеб из трех мер муки и сделала пресные хлеба, без закваски. Это был хлеб общения, который Авраам преподнес Господу.
В другом случае мы видим, что Гедеон тоже приносит в жертву Господу пресный хлеб, как сказано, из ефы муки, что значит три меры муки. Ветхозаветная Анна посвятила своего сына Самуила на служение Господу, и тоже принесла в жертву пресный хлеб из трех мер муки. Это приношение пресного хлеба было знаком всецелого посвящения на служение Господу. Дорогие мои, подобно мальчику, отдавшему в руки Господа свои пять хлебов и две рыбки, все что он имел, так и мы должны всецело посвятить себя Господу, в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего; и не сообразуясь с веком сим, то есть без закваски мира, но преобразуясь обновлением ума нашего (Рим.12:1,2). Это наша жертва Богу, и она должна быть без закваски, без примеси. Господь не хочет служения, исходящего из ветхого человека, из плотских помышлений, ибо они суть вражда против Бога. Наше служение должно быть в силе Духа Святого, с Eго помазанием. Когда мы отдадим свои пять хлебов и две рыбки, в Господних руках они умножатся и, таким образом, утолен будет голод тех, кому мы служим.
Но что можно сказать о женщине, о которой мы узнаем из прочитанной притчи. Обратите внимание, она положила закваску в три меры муки. Мы уже говорили, что в Писании закваска всегда символизирует что-то оскверняющее, портящее, способствующее разложению. Поэтому сам собой напрашивается вывод, что женщина, положившая закваску в три меры муки, сделала неугодное и даже вредное. Когда ветхозаветная Сарра испекла хлеб для Небесных посетителей, она не клала в тесто закваски и Господь принял его. Возлюбленные, что вредит нашему служению Господу и что оскверняет его? Что является самым большим препятствием для действия Духа Божия в нас самих и в наших общинах? Наше непокорное, надменное "я", ищущее не славы Божией, а своих личных интересов и своей славы. Чтобы продвинуть себя, плоть всегда прибегает к закулисным действиям. Это признак неверия в Бога. Пророк Захария (4:6) говорит: "Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф."
Итак, в прочитанной нами притче женщина, положившая закваску в три меры муки, символизирует все то, что естественно для плотской человеческой натуры. Выставляя себя, плоть всегда пытается подорвать авторитет Божий. И сегодня Христос предостерегает нас, предупреждая о закваске фарисейской, о лицемерии, когда устами человек говорит одно, а сердцем ищет совершенно другого – своего, а не Божьего. Христос также предостерегает нас против закваски саддукейской, которая проявляется в духе неверия в сверхъестественное, а это ничто иное как человеческая гордыня, возносящая себя выше самого Бога.
Дальше, Христос указывает на опасность закваски Ирода – материализм, стремление к богатству и накоплению имущества, чтобы посредством этого удовлетворить свои личные интересы или купить себе славу. А ведь жизнь человеческая не зависит от количества накопленного. Христос сказал: "Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится к вам" Лук.12:31. Потому что: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" Матф.4:4.
Вот эта-то закваска, проникшая в среду верующих, и лишила церковь силы свидетельства миру о Христе. Именно поэтому церковь стала вялой, анемичной, бессильной и потеряла влияние. Закваска лицемерия, закваска рационализма и модернизма, компромисса с грехом и миром – различные виды и формы закваски осквернили и обессилили церковь.
Но вы скажете: если этой притчей Христос указал на предвиденный ущерб Царству Божию, то какой смысл принадлежать к такому Царству? На этот вопрос вы найдете ответ во 2-ой и 3-ей главах книги Откровения Иоанна, в посланиях семи церквам. В этих семи церквах, символизирующих семь разных периодов в истории церкви, мы находим много неугодного Богу. Они заражены закваской порока и зла. Но в то же самое время мы находим побеждающих в каждой из этих церквей. Возлюбленные, побеждающие и составляют истинную церковь Христову, невесту, не осквернившую одежды своей, но сохранившую себя от брожения, от закваски неверия и греха. Все мы призваны быть побеждающими, потому что не всякий говорящий "Господи, Господи!" войдет в Царствие Небесное. Дорогие мои, мы призваны к святости, к чистоте, к следованию за Христом. Поэтому, как говорит апостол Павел: "...очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так-как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас."
«Деяния Христа и Апостолов», Рафаэль
«Вы бесквасны!» —говорит Слово Божие. Христос искупил вас, очистил, омыл Своею драгоценною кровью, оправдал вас. Поэтому, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием!
Дорогой брат, дорогая сестра! Господь хочет, чтобы наша жизнь всегда была песней хвалы Всевышнему. Поэтому, отдадим себя Господу, в Eго полное распоряжение, потому что только тогда мы будем благословением для всех окружающих нас.
А те, кто еще не сделались причастниками вечной жизни верою в Иисуса Христа, мы просим от имени нашего Господа: примиритесь с Богом и верою в Сына Божия примите Eго дар спасения. Сегодня день благодати Божией, сегодня день вашего спасения.