ИзСвященного Писания мы знаем, что, пребывая в муках на кресте, Иисус Христос семь раз отверзал Свои уста. И сегодня я хотел бы обратить ваше внимание, дорогие друзья, на второе из Его изречений: "…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" Лк.23:43 – сказал умирающий Царь осуждённому на смерть преступнику, который был распят по правую сторону от Него.
Три распятия, Рубенс, 1640г
Я считаю момент обращения к Богу разбойника на кресте самой яркой и величайшей победой благодати Божьей, который мы только можем найти в Евангелии. Это как бы пылающий свет в самой глубине темнейшего часа мировой истории, когда Сын Божий был заклан кровавыми руками ожесточённых грешников. Это удивительный, поразительный и выдающийся пример спасительной веры, записанный на страницах Нового Завета. В тех ужасных обстоятельствах, когда силы ада, казалось бы, одерживают полную победу, когда иудеи и язычники объединяются против Божьего Сына, когда даже ученики оставляют Его и бегут прочь, а священники, старейшины, книжники, воины и враждебная толпа смеются и злорадствуют над Ним, в самом центре бесподобной по своей жестокости атаки тёмных сил, сияет человеческая вера, в ответ на которую Господь говорит: “Ныне же будешь Мною в раю”.
Следует отметить – кроме того, что сказано в Евангелии от Луки и в параллельных местах Библии, мы ничего больше об этом человеке не знаем. Нам неизвестно как его звали, кем были его родители, в чем заключалось его преступление, и видел ли он Иисуса Христа когда-либо раньше. И все же, той информации, которую передаёт один росчерк вдохновенного пера, достаточно, чтобы мы могли полностью оценить чудо благодати, произошедшее в сердце уверовавшего разбойника.
Интересно, что Евангелие лишь в нескольких словах определяет его личность. Например, евангелист Лука называет его злодеем, подразумевая, что творить зло для него привычное дело.
Матфей употребляет слово «разбойник», что значит «грабитель и вор», а следовательно, эгоцентричный человек, в душе которого господствует его властное «я», влекущее лишь к одной цели – угождать себе и своим похотям.
Как видите, нам дана довольно основательная характеристика этого преступника: его натура испорчена до основания, ибо вся она, пропитанная грехом, определённо злокачественна. Этот человек делал зло привычно, подчиняясь своей природе. Однако, о каждом из нас, друзья, не побоюсь сказать все то же самое. Все мы согрешили, и поэтому лишены славы Божией (Рим.3:23). Более того, будучи наследниками Адама, все мы руководствуемся одним доминирующим принципом самоугождения. Таково состояние каждого человека без исключения. Принципиально нет разницы между осуждённым на смерть злодеем и любым так называемым «респектабельным» грешником, который вполне может даже принадлежать к церкви. Этот «респектабельный» грешник также является нарушителем божественного закона, если царствует в его жизни не Бог, а собственное развращенное «Я».
Заметьте – другой разбойник, который был распят по левую сторону от Христа, ничем не отличался от первого, однако первый вошёл в рай, а этот отправился в вечный ад вместе с Иудой, Пилатом и первосвященниками.
Оба преступника находились в безнадёжном положении и были осуждены, но один из них теперь спасён навеки, в то время как другой погиб окончательно и бесповоротно. И все потому, что первый покаялся и уверовал, а второй отказался это сделать. В Евангелии от Матфея сказано, что, прежде чем уверовать, первый разбойник также насмехался и богохульствовал. Но определённо в какой-то момент в его душе и сердце что-то произошло – духовный переворот, если хотите, духовная революция – и в словах, произнесённых им после этого можно проследить процесс его перерождения, или рождения свыше. Обратите внимание – в первую очередь он начинает бояться Бога. А ведь ещё Соломон сказал, что страх Господень является началом мудрости (Притч.9:10). Когда нераскаявшийся разбойник злословил Спасителя, искушая: “…если ты Христос, спаси Себя и нас”, то первый, “…унимал его, и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же”.
Далее мы видим, как у уверовавшего просыпается совесть, и он говорит: “… и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли”. Все более и более пробуждается в этом человеке новая жизнь, он осознает свою вину и не винит в случившемся никого, кроме себя самого.
И наконец, эта вновь рождающаяся душа поднимается ещё выше и достигает самых небесных высот, когда восклицает: “А Он (Христос) ничего худого не сделал” Лк.23:39-41. Разбойнику открылась чудная истина – непорочность, святость, чистота и красота Иисуса Христа.
Римский верховный суд осудил Сына Божьего, первосвященники издевались и ругались над Ним, народ требовал, чтобы Он был распят, друзья оставили Его, однако возрождённая душа не считается ни с решением суда, ни с мнением начальствующих и народа. “А Он ничего худого не сделал” – в этот тёмный час своим оком веры разбойник увидел то, чего не видели другие. Вот какая глубокая перемена произошла в его душе. До сих пор относившийся к Богу с пренебрежением вдруг начинает говорить о Нём со страхом и почтением: “или ты не боишься Бога…”. Прежде издевавшийся над своими ближними теперь сознает, что сам страдает вполне справедливо: “И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли”. А затем из глубины пробужденного сердца вырывается знаменательное свидетельство об Иисусе: “а Он ничего худого не сделал”.
Все это, возлюбленные мои, и есть покаяние – не только скорбь и сожаление о своих прегрешениях, но полный «переворот», полная перемена мыслей и отношения к Богу, Иисусу Христу, и наконец, к самому себе. Иуда, Исав и множество других людей скорбели о своих грехах, но так и не покаялись. А ведь покаяние – один из необходимых аспектов спасения.
Однако и этого недостаточно. Разбойник сделал больше: он не только покаялся, но и поверил. Спасение – это покаяние перед Богом и вера в Господа нашего, Иисуса Христа. Вера, даровавшая спасение осуждённому и умирающему разбойнику, обнаруживается в следующих его словах, обращенных непосредственно ко Христу: “…помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё!” Лк.23:42. Такая вера поражает и восхищает. По ту сторону позорного креста, сквозь кровь умирающего Царя и Спасителя, оком веры разбойник видел Его славу, венец и окончательную победу. Пока ученики Иисуса разбегаются, полагая, что приходит конец всему, на что они надеялись, разбойник верит. Понимая, что Христос умирает, он верой усматривает за смертью Царство. Но откуда же у него взялась такая вера?
Безусловно, это дар Божий, однако его нужно «применить к себе», «обрести». Бог сделал источник веры доступным для человека. Для появления веры в сердце разбойника особенное значение имели три обстоятельства: он уверовал посредством того что «видел», «слышал», и «прочёл». Он видел, Кто был распят рядом с ним, видел нечто непостижимое, чего никому и никогда до этого момента наблюдать не приходилось – Праведника, страдающего за неправедных. Он стал свидетелем величайшего из чудес – Странник, как овца ведомый на заклание, был безгласен как агнец перед стригущим его. Он не отверзал уст Своих (Ис.53:7). Ни слова жалобы – полное смирение и подчинение Богу во время мук и страдания. Ни одного упрёка, никакой жалости к Самому Себе. Возлюбленные, разбойник видел сверхъестественную смерть Иисуса Христа.
Также он слышал слова Господа. А ведь “вера - от слышания, а слышание - от Слова Божия” Рим.10:17.
Христос говорил со креста: “Отче! прости им, ибо не знают, что делают” Лк.23:34. Кто, кроме Богочеловека, мог изречь такую молитву, не только всепрощающую, но и авторитетную. Эта молитва была сладкой музыкой для столь долго связанного грехом сердца разбойника.
И, наконец, несомненно, веру в душе этого человека укрепили слова надписи, которую он прочёл на кресте Спасителя: “Иисус Назорей, Царь Иудейский” Ин.19:19.
Распятие (фрагмент), Тинторетто, 1565г
В то время, когда полное поражение Христа как будто уже представлялось свершившимся фактом, вера разбойника обнаружила в Нем победоносного Царя, идущего через якобы позорную смерть в Свое Царство. Разбойник признал своего Царя, сердцем преклонился Ему в подчинении и тем самым обрел спасение. И как же ответил Спаситель на такую веру? Одной краткой фразой: “ныне же будешь со Мною в раю”. Эта фраза содержит в себе всю Благую весть. Даже если бы мы не знали ничего другого, что было сказано нашим Спасителем, этих слов было бы достаточно. Здесь и полная уверенность в спасении, и надежда для самого окаянного грешника. Этот ответ Господа вполне доказывает, что ничего, кроме покаяния и веры, не нужно человеку, чтобы войти в Божье Царство. Право на вход туда дает только истинная вера, которая помогает всецело покориться и отдаться Богу.
Следует также отдельно отметить два удивительных слова в ответе Иисуса, которые придают всему сказанному особую теплоту и свет – “со Мною”. Все бледнеет и отходит на задний план перед этой чудесной истиной - “со Мною”. Осуждённый на смерть, достойный ада раб греха, совершенно испорченный и непригодный для общества человек, оказывается близким Царю царей!
Со Мною в доме Отца Моего. Со Мною царствовать и управлять. Со Мною воцариться. Это и есть слава спасения, обещанного всякому верующему. “Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною” Откр.3:20.
Высшее счастье, высшая радость спасения – “со Мною в раю”. Эта истина восхищает наши сердца. Никому не нужно отчаиваться и терять надежду. Но никто, однако же, не должен и мысли допускать о том, что, не будучи убийцей, разбойником и большим грешником, он получает у Бога особый приоритет, освобождающий его от покаяния. Такое мнение было бы в корне ошибочным. В глазах Божьих мы все согрешили и все лишены славы Его. Имеется только один выход и один путь – в смирении отдаться Божьей воле и принять Его чудное спасение. Да поможет Господь тебе, мой дорогой друг, сделать это. Бог хочет твоего спасения, Он не желает погибели грешника (Иез. 33:11). Скажи Ему от всего сердца: «Господи, я согрешил против Тебя. Прости, омой меня Своей драгоценной кровью, и буду чист».