Даже при поверхностном чтении книги Деяний Святых Апостолов нельзя не прийти к заключению, что эта книга полна движения. Само ее заглавие «Деяния Апостолов» свидетельствует об этом. Эта книга является как бы первой записанной страницей истории церкви, и в ней говорится о первом выступлении церкви в поход. Подлинная Христова церковь – это живая церковь, и ее можно узнать по тому, что она всегда движется вперед. Для нее не существует границ и весь мир является полем ее действия.
Апостол Павел проповедует
Кроме того, читая книгу Деяний, нельзя не заметить противодействие сатаны, его гонение и преследование церкви. Но это только одна сторона. Слово Божье, в частности, книга Деяний, а также последующая история церкви подтверждают слова Господа о том, что врата ада не в силах одолеть Христову церковь. Как бы ни свирепствовал противник, как не обрушивался бы он своими угрозами на церковь, история доказывает, что всякая его попытка оканчивается полной неудачей. Враг не в силах победить истину, ибо «для Слова Божия нет уз».
Но это еще не все! Враг не только не в силах одолеть церковь Христову, но он невольно содействует ее росту, ее прогрессу! Странно? Да! Но это действительность! История не раз подтверждала этот факт.
Посмотрите, какими были результаты первого гонения. Об этом мы читаем в 4-ой главе книги Деяний. Апостолов Петра и Иоанна арестовали. Власти, не найдя законной причины для их задержания, приказывают им не говорить и не учить об имени Иисуса. Представьте себе положение людей, исполненных Святым Духом, которым суд запрещает говорить об Иисусе Христе! Что же делают апостолы? Послушайте: «Бывши отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины». И что же случилось дальше? «Они же, выслушавши, единодушно возвысили голос Богу...» События, происшедшие после этого, видимо враг не предвидел, ибо сказано: «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого и говорили слово Божие с дерзновением» Деян.4:23,24,31. Вместо того, чтобы приостановить процесс евангелизации, церковь еще более укрепляется силой Духа Святого и с еще большим дерзновением, силой и авторитетом возвещает Благую весть Божьей любви.
Петр и Иоанн после наказания в синедрионе
Однако дьявол во что бы то ни стало хочет показать свою силу и для этого устремляется на Стефана, который не был апостолом, но о котором сказано, что он был исполнен Духа Святого и мудрости. Такой человек всегда является угрозой для власти дьявола! Что же привело врага душ человеческих в такую ярость, что он подстрекнул своих агентов убить Стефана? Внимательно вникая в 7-ую главу книги Деяний, в которой записано свидетельство Стефана перед синедрионом, становится ясно почему так разгневался сатана. С самого начала и до конца своей речи, Стефан приводит неопровержимые доказательства и факты истории о том, что несмотря на все противодействия дьявола, победу одержит не он, а Бог, и что враг невольно сам делается орудием для успешного осуществления Божьего плана.
Для примера возьмем его величайшее преступление – распятие Иисуса Христа. Ведь смерть и воскресение Иисуса оказалось великим спасением для всего человеческого рода! Именно об этом говорил Стефан, и это так разозлило противника, что он, отец лжи, вознамерился уничтожением Стефана опровергнуть эту истину.
Враг думал, что на этом он положит конец христианству. И действительно, казалось, что убийством Стефана ему удалось нанести церкви смертельный удар. В следующей же главе, после мученической смерти Стефана сказано: «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии». Церковь, насчитывающая тысячи человек, сократилась до минимума. Центр был ликвидирован. Как рыкающие львы агенты врага рыскали от дома к дому, вытаскивая мужчин и женщин и бросали их в темницы. Но сбылись ли намерения сатаны? Пришел ли в действительности конец церкви? Ведь враг думал, что он поставил на этом точку, но благодарение Господу, история церкви на этом не закончилась! Послушайте, что сказано дальше: «Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово» Деян.8:4. Слава нашему Господу! Члены иерусалимской церкви стали миссионерами! Хотя враг и уничтожил Стефана, но он не учел силу двух слов в речи первомученика: «но Бог».
Дорогие братья и сестры, никогда не преуменьшайте силу этих двух слов «но Бог». Рано или поздно всякому, кто стремится противодействовать Божьему плану, придется ощутить на себе всю мощь эти двух слов. Нет, Бог не считал, что убиением Стефана и последовавшим гонениями поставлена точка на Его планах. Свидетель Божий умирает, но дело его, истина живет, и благое семя Божьего Слова сеется дальше.
Последствия гонений были поразительны: Савл Тарсянин, жестокий преследователь христиан, одобрявший убиение Стефана, обращается к Господу и становится носителем Христовой истины. Буря гонений рассеяла доброе семя по всей Иудее, затем Самарии и даже до края земли. Сказано, что в следствие гонений, «Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа». Какими же чудесными были результаты его служения! «Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп... и была радость великая в том городе» Деян.8:5,6,8. Да, это было началом проповеди Евангелия за пределами Иерусалима и Иудеи, а началось оно смертью Стефана.
Согласно повелению Иисуса Христа, Евангелие должно быть проповедано даже до края земли. И как это ни странно, но враг содействовал успешному проведению в жизнь этого плана. «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии...» Деян.11:19. И Антиохия становится плацдармом для распространения Благой вести в языческих странах. Проследите какими яркими иллюстрациями показана эта истина всей книгой Деяний. Подобное мы видим в разбираемой нами 16-ой и 17-ой главах этой книги. Первым городом на европейском континенте, где проповедовал апостол Павел, стал город Филиппы, где враг воздвиг сильное гонение на Павла и Силу. Для осуществления своих планов дьявол всегда находит исполнителей. Главными преследователями Павла стали иудеи. Тем не менее, где бы он ни был, Павел в первую очередь шел с проповедью Евангелия к своим соотечественникам. Даже здесь, в Филиппах, где не было синагоги, он все же находит группу женщин-иудеянок, которые собирались у реки для молитвы, им Павел начал свидетельствовать о Христе. Но из-за воздвигнутого гонения Павел с Силой были вынуждены удалиться из Филипп, продолжив дальше свой путь, хотя в этом городе образовалась группа возрожденных людей.
Тут мы видим, как враг своими действиями способствовал тому, что Павел и Сила идут дальше, чтобы завоевать новые территории для Царства Божьего. Великий Сеятель ведает о каждом Своем семени, сажая их в такую почву, которая уже приготовлена для принесения плода. Так что Павел не ошибался, оставив Филиппы и продолжая свой путь в Фессалонику, которая была в то время одним из самых влиятельных городов. Теперь и она должна была услышать Благую весть, став центром распространения Слово Божьего.
Апостол Павел несколькими годами позже мог написать церкви в Фессалониках: «...вы стали образцем для всех верующих в Македонии и Ахии. Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахии, но и во всяком месте...» 1Фес.1:7,8. И далее апостол Павел просит, чтобы они молились о дальнейшем распространении и прославлении слова Господня так, как оно было прославлено у них. Мы знаем, что в Фессалониках уверовали некоторые из иудеев и великое множество из язычников, из которых немало было знатные женщины.
Павел и иудеи
Мы читаем что, прибыв «в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. И некоторые из них уверовали... Но неуверовавшие Иудеи, возревновавши и взявши с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступивши к дому Иасона, домогались вывесть их к народу» Деян.17:1-5. Как видим, и тут гонение! Противник выставляет двоякое обвинение против этих служителей Христовых. Во-первых, они обвиняли их в том, что это бунтовщики, а второе – их обвинили в государственной измене. Первое обвинение было верным. В подлиннике эти слова звучат как «они перевернули весь мир». В этом и состоит задача проповедника Евангелия – проповедью слова совершить переворот в сердцах грешников. В сердце человека, открывшим его Богу, Дух Святой производит в полном смысле слова революцию! Полный переворот! Радикальную перемену строя, когда старый режим греха плоти и служения дьяволу заменяется новым строем – жизнью в Иисусе Христе!
Дай Бог, чтобы у врага были причины обвинять нас в тем, что мы перевернули мир! В этом и состоит цель евангелизации, и это должно стать целью каждого христианина. Но Павла и Силу противники обвиняли также в государственной измене, иначе говоря, они объявлялись врагами этой страны. Вот это было наглой и бесстыдной ложью, являющейся и до сего дня излюбленным обвинением против детей Божьих. Вспомните, как в том же самом обвиняли Господа, когда толпа кричала Пилату: «Если отпустишь Его, то ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» Ин.19:12. Сегодня многие верные свидетели Христовы томятся в тюрьмах и лагерях за точно такое же ложное обвинение. Хотя история признает, что самыми лучшими гражданами страны всегда были верующие. В сердце уверовавшего человека происходит переворот, он находится под новым настроем света, добра и правды, что делает его самым честным, добросовестным, трудолюбивым и лояльным гражданином. Слово Божие учит не мстить за себя, быть в мире с людьми, быть покорными властям, отдавать всякому должное и любить ближнего как самого себя.
Есть правда одно исключение, когда верующий не может покориться человекам, и сказано это апостолами, когда им запретили проповедовать Благую весть. Послушайте, как они ответили на это: «Судите, справедливо ли пред Богом – слушать вас более, нежели Бога?» В другой раз они сказали то же самое, но иными словами: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» Деян.4:19,5:29.
Тут есть чудный пример и урок для нас в том, какое должно быть у нас отношение к тем, кто преследует нас. Вспомните, что об этом сказал Христос: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас...» Мф. 5:44. Хорошим примером в этом может послужить апостол Павел. Как уже было сказано, что главными гонителями Павла были иудеи, которые возмущали народ против него. И тем не менее, путешествуя из одного города в другой, Павел в первую очередь ходил в синагогу и говорил там o Христе.
Обратили ли вы внимание, что на первое место он ставит своих гонителей? Так было в Асии, и теперь, когда Павел начал свою миссионерскую деятельность в Европе, опять те же иудеи преследуют Павла. Но он идет сначала именно к ним, чтобы возвещать Слово Божье. Покинув Фессалоники, Павел отправляется в городок Верию и здесь опять он идет в синагогу. Тот факт, что Павел несет Евангелие сперва иудеям, тем более значителен, что Бог избрал его быть апостолом язычников. Ведь Павел мог обойти иудеев и идти проповедовать прямо язычникам!
Почему же он шел сперва к иудеям? Любовь Христова была движущим мотивом. Она наполняла и заставляла Павла искать погибших овец дома Израилева. Об этом он сам свидетельствует: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих... Израильтян...» Рим.9:1-4. Это вопль из глубины души бывшего гонителя церкви! Это эхо молитвы Христа на кресте, когда Иисус сказал: «Отче! прости им…».
По всей вероятности, Христос многократно повторяет молитву: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» Лк.23:34 в течении всего ужасного процесса распятия: по дороге к месту казни, когда палач пригвоздил Его ко кресту и гвозди разрывали Его святые руки, когда Он переносил издевательства, плевки и ругань, когда бросали жребий о его одежде. Христос все время продолжал любить своих врагов и все время просил: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Кто может сказать, сколько раз возносилась это молитва к Отцу Небесному!? Да, воистину Он пришел, чтобы взыскать и спасти погибшее. Даже на Голгофе, распятый на кресте, в невероятных муках, Христос просит Отца простить грешников.
О, неизреченная любовь Христова! Кто может постигнуть ее!? Какая надежда и опора для грешника, даже самого окаянного! Какой повод для веры! Ведь Господь готов спасти и простить самого последнего грешника. Подумайте, с каким дерзновением может каждый придти к Спасителю Христу!
Возлюбленные мои, в силу этой неизреченной Божьей любви сегодня, как и тогда, проповедуется Евангелие, и Бог готов отсрочить день возмездия за грех, чтобы дать грешнику возможность покаяться!
О самой большой грешнице Христос сказал: «Я дал ей время покаяться...» Отк.2:21. Но, увы, всему приходит конец. И кто знает, когда грешник окончательно переступит порог благодати и долготерпения Божия? Ибо отсрочка наказания, не означает отмены его, если человек не принимает Христа. Сказано: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет...» Гал.6:7. Но сейчас, во время благоприятное, пока по милости Божьей наказание еще задерживается, человеку дана чудная возможность избежать суда и ярости Божьей!
Дорогой друг, пренебрегая богатством благодати, кротости и долготерпения Божьим, думаешь ли ты, что избежишь суда Божия?! Сегодня день благоприятный, сегодня день спасения. Завтра может быть поздно! Да поможет тебе Господь принять сегодня Его неизреченный дар – жизнь вечную в Иисусе Христе!